Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-374/2022 ~ М-360/2022 от 05.12.2022

УИД 56RS0004-01-2022-000659-98

Дело № 2а–374/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка                                               22 декабря 2022 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре Жихаревой О.В.,

с участием помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Аристарховой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие по непринятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Александровского района проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и муниципальной собственности на территории муниципального образования Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее - МО Новомихайловский сельсовет).

Проверкой установлено, что на территории МО Новомихайловский сельсовет расположен объект жилищно-коммунального хозяйства, требующий регистрации, а именно: водонапорная башня, находящаяся по адресу: <адрес>, которая на кадастровый учет не поставлена, право муниципальной собственности на неё не зарегистрировано.

Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому указанные выше объекты недвижимости необходимо поставить на кадастровый учет и оформить право муниципальной собственности.

Бездействие администрации МО Новомихайловский сельсовет приводит к нарушению требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере содержания, использования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объект жилищно-коммунального хозяйства с. Новомихайловка МО Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области: водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области принять меры в срок не позднее 31 декабря 2023 года принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объект жилищно-коммунального хозяйства с. Новомихайловка МО Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области: водонапорная башня, находящаяся по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца – помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Аристархова М.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – администрации Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, до начала судебного заседания от главы администрации Новомихайловского сельсовета поступило письменное заявление, в тексте которого содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований прокурора.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. ст. 12, 130–132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 (ред. от 14.07.2022) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-ИТ - 03 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.1).

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч 5).

Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 (ред. от 13.09.2019) «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» объектами учета в реестрах, в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 05.12.2022) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 ФЗ № 218).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 ФЗ № 218-ФЗ).

Как следует из п. 3 ст. 5 Устава муниципального образования Новомихайловский сельсовет Александровского района, к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Из сообщения главы администрации Новомихайловского сельсовета № 308 от 24 ноября 2022 года следует, что на территории муниципального образования не поставлена на учет в качестве бесхозяйной водонапорная башня, находящаяся по адресу: <адрес>.

Согласно постановлению № 6-п от 10 марта 2009 года, в связи с принятием имущества, переданного от муниципального унитарного предприятия Александровского района «Новомихайловское ЖКХ» в муниципальную собственность муниципального образования Новомихайловский сельсовет, на основании решения Совета депутатов муниципального образования № 124 от 5 марта 2009 года объекты недвижимости, в том числе водонапорная башня, находящаяся по адресу: <адрес> передана муниципальному унитарному предприятию Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области.

Факт передачи указанного имущества Новомихайловскому сельсовету подтверждается актом приема передачи муниципального имущества.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что указанные объекты в настоящее время собственника не имеют, относятся к бесхозяйному недвижимому имуществу. До признания указанной недвижимости муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по его содержанию. Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления.

Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания теплотрассы муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию.

Такое бездействие и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания влечет нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ на благоприятные условия жизни и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-374/2022 ~ М-360/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Александровского района Иванов С.В
Ответчики
Администрация Новомихайловского сельсовета
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер П.Ю.
Дело на сайте суда
aleksandrovsky--orb.sudrf.ru
05.12.2022Регистрация административного искового заявления
05.12.2022Передача материалов судье
06.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее