Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-942/2023 ~ М-814/2023 от 30.08.2023

УИД: 66OS0000-01-2023-000854-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

24 октября 2023 года

Номер производства 3а-942/2023

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-942/2023

по административному исковому заявлению Кормщикова Дмитрия Валерьевича

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованного лица – ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной рыночной стоимости,

установил:

Кормщиков Дмитрий Валерьевич (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 01 января 2020 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> (далее - земельный участок), равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 23-К-107 от 17 июля 2023 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» Калинкиным А.Л.

Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу Нуритдиновым А.Т. направлен отзыв, в котором указано, что административным истцом оспаривается архивная кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01 января 2020 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14 октября 2020 года № 3333.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500 утверждена актуальная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2022 года, которая применяется с 01 января 2023 года.

Представитель административного истца Скалкин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал; устно заявил ходатайство о восстановлении судом пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о пересмотре результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Использование земли в РФ является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ).

По материалам административного дела, судом установлено следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости административный истец является собственником земельного участка общей площадью 144143 кв.м., категория земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения территории завода, расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 30428587,3 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 декабря 2020 года.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500 утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2022 года в размере 33999009,41 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 января 2023 года; дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2023 года.

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка на момент обращения 30 августа 2023 года с административным иском в суд стала архивной.

Абзацами 2, 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление № 28), разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.

Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Вместе с тем, в соответствии с пунктами 14, 15 Постановления № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено абзацем вторым пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Следовательно, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения (в данном случае земельного участка) вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, должны быть учтены при определении налоговой базы.

Сам по себе факт внесения результатов проведения новой государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости, в рассматриваемом случае, не свидетельствует об утрате административным истцом права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов предыдущей кадастровой стоимости при условии сохранения за ним права на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости для целей налогообложения.

Такое право административным истцом не утрачено, поскольку он может подать налоговую декларацию с уточнением суммы земельного налога за необходимые налоговые периоды в порядке статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, а также приведенные нормы права в их системном единстве, суд считает, что оспаривание административным истцом архивной кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 января 2020 года, является единственным способом защиты права на уплату земельного налога. В связи с чем, ходатайство представителя административного истца носит обоснованный характер, подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым восстановить административному истцу процессуальный срок на пересмотр архивной кадастровой стоимости земельного участка.

Обращаясь в суд, административный истец представил в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка Отчет, согласно которому, по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка определена в размере 22054 000 руб.

Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не представило возражений на Отчет, равно как и возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.

Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Согласно положениям статей 12, 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (абзац 3 статьи 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления № 28 исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка земельного участка проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности.

Оценщик Калинкин А.Л. имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», его ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка.

В ходе выбора подходов оценщиком для оценки земельного участка применен сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов мотивирован.

В рамках сравнительного подхода оценщиком произведен отбор объектов-аналогов с учетом назначения оцениваемого земельного участка, его характеристик, условий рынка.

При определении рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода введены корректировки по соответствующим элементам сравнения.

Поскольку выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, суд признает Отчет надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность рыночной стоимости земельного участка.

Таким образом, административный истец исполнил возложенные на него обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказав факт несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, тогда как, административные ответчики документы, опровергающие доказательства несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной, не представили.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляла 22054 000 руб.

Именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить архивную кадастровую стоимость земельного участка.

Определяя период действия устанавливаемой судом кадастровой стоимости земельного участка, следует указать, что период ее действия ограничен датой внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об архивной кадастровой стоимости и до 31 декабря 2022 года.

Вопрос о периоде применения установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства РФ судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 22054000 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-942/2023 ~ М-814/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кормщиков Дмитрий Валерьевич
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Филиал ППК "РОСКАДАСТР" по УФО
Остапова Мария Ильинична
Скалкин Алексей Анатольевич
Нуритдинов Артур Тимурович
Аверьянов Евгений Владимирович
Аписарова Ольга Сергеевна
Дружинина Ольга михайловна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Полевщикова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
30.08.2023Регистрация административного искового заявления
31.08.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023Дело оформлено
27.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее