копия
16RS0046-01-2022-010130-44
Дело № 2а-6622/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года г. Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Идрисовой М.А., при секретаре судебного заседания Биккининой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Министерство экологии и природных ресурсов РТ обратилось в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, указав, что в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) в 2021 году поступила жалоба жителей по факту сброса мусора и ТБО по адресу: ..., координаты ....
Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов на почву, а именно отходов из жилищ крупногабаритные (ФККО 73111002215) на вышеуказанном земельном участке составляет 84 кв.м., в объеме 46 куб.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером ... категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - дорога, правообладатель - муниципальное образование город Казань.
По вышеуказанному факту в отношении МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» составлен протокол об административном правонарушении (протокол ... от 01.11.2021 г.). Для принятия процессуального решения данный протокол направлен в Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан 29.11.2021 г. МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
При повторных обследованиях данного земельного участка установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены
На основании изложенного административный истец просит суд, признать незаконным бездействие МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов по адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером ....
Обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в 3-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов по адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером ....
Представитель административного истца - Габдуллин В.Э.в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель административных ответчиков МКУ «Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани», ИКМО г. Казани - Соколова И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит требование административного истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их распределение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктами 1, 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Согласно материалам дела,в ходе государственного санитарно-экологического обследования территории Вахитовского района г. Казани выявлен факт сброса отходов на почву, а именно:
28.10.2021 г. старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) Хайрутдиновым И.И. произведен осмотр и обмер земельного участка по адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером ... (Протокол осмотра принадлежащей юридическому лицу территории от 28.10.2021 г.).
Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного размещения отходов на почву, а именно отходов из жилищ крупногабаритные (ФККО 73111002215) на вышеуказанном земельном участке составляет 84 кв.м., в объеме 46 куб.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером ... категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - дорога, правообладатель - муниципальное образование город Казань.
По вышеуказанному факту в отношении МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» составлен протокол об административном правонарушении (протокол ... от 01.11.2021 г.). Для принятия процессуального решения данный протокол направлен в Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан. 29.11.2021 г. Приволжским районным судом по вышеуказанному протоколу был вынесен штраф в размере 50 000 рублей.
При повторных обследованиях данного земельного участка установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены (акты экологического обследования состояния территории от 22.04.2022г. и от 06.06.2022 г.).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является юридическим лицом; основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Согласно п. 1.2. положения «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (Далее -Положение) администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Согласно п.4 ст.39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5 (Далее - Устав) территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.
Согласно ст. 8 п. 24 Устава к вопросам местного значения города Казани относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г.Казани, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичная норма закреплена и в п. 3.1.10 Положения к полномочиям Администрации относится участие в ликвидации несанкционированных свалок, с п. 3.1.11 принимать участие в осуществлении контроля за надлежащим использованием земель.
Пунктом 3.1.65 указанного Положения предусмотрено участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, образующихся на территории жилых массивов района.
В соответствии с разделом 2 Положения предметом и целью деятельности Администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.Казани на территории Вахитовского района муниципального образования г.Казани в рамках своей компетенции, в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования г.Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
Аналогичная норма закреплена в ст. 3 Закона № 7-ФЗ, а именно, ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Таким образом, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани» вышеуказанные требования не исполнены. В результате чего на вышеуказанной территории образована свалка отходов.
Ненадлежащее выполнение МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани» установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, нахождение свалок на необорудованном, для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ....
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ 3-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ...
...
...
...