Дело № 2а-2389/2023 27 марта 2023 года
УИД 29RS0023-01-2023-000610-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Меркуловой Л.С.
при секретаре Пушкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Сивкова ..... о признании незаконным постановления ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по г.Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Бородулиной ..... от 19.01.2023 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №324293/22/29026-ИП,
установил:
Сивков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по г.Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Бородулиной В.В. от 19.01.2023 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.....
В обоснование требований указано, что в отделении судебных приставов по г.Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСП по г. Северодвинску УФССП по АО и НАО) ведущим судебным приставом - исполнителем ОСП по г. Северодвинску УФССП по АО и НАО Бородулиной В.В. возбуждено исполнительное производство №....., по которому административный истец является должником. 19.01.2023 ведущим судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании Сивкова А.П. исполнительского сбора. С указанным постановлением административный истец не согласен, ссылаясь на то, что удостоверение на право управления маломерными судами было им сдано в ГИМС 26.01.2023.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в нем.
Административный ответчик – ведущий судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по г.Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Бородулина В.В.с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также Архангельский транспортный прокурор в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства №....., оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определяет, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы (ст.5 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со ст.2 ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст.12 Федерального закона о судебных приставах).
Из материалов дела следует, что в производстве ОСП по г.Северодвинску УФССП по АО и НАО находится исполнительное производство №324293/22/29026-ИП, возбужденное 22.12.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Северодвинску УФССП по АО и НАО Бородулиной В.В. на основании исполнительного листа № ФС 039927119 от 20.09.2022, выданного Северодвинским городским судом по делу №2а-4834/2022 о сдаче Сивковым А.П. в Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Архангельской области в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, удостоверения на право управления маломерными судами, выданное ГИМС ГУ МЧС Рассии по Архангельской области 29.10.2014.
27.12.2022 копия постановления о возбуждении исполнительного производства N324293/22/29026-ИП направлена должнику заказной почтой (ШПИ 16450175038291).
05.01.2023 копия указанного постановления получена должником посредством заказной корреспонденции (последний день для добровольного исполнения требований исполнительного документа — 13.01.2023).
В указанном постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику разъяснено, что требования исполнительного документа подлежит исполнению в пятидневный срок с момента получения должником копии настоящего постановления.
Так же должник был предупрежден о том, что в соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с должника-гражданина или должника-иидивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должиика - орга-шзации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника-иидивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 руб., с должника-оргаиизации - 50 000 руб.
Согласно п.11 ст.30 Закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п.12).
В силу положений ст.112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).
Таким образом исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; требования исполнительного документа не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем.
Обстоятельства, указанные административным истцом в заявлении, не шляются доказательствами того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
19.01.2023 судебным приставом – исполнителем установлено, что требования исполнительного документа должником не исполнены, в том числе от ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области не поступали сведения о сдаче административным истцом удостоверения на право управления маломерным судном, от взыскателя Архангельской транспортной прокуратуры не поступала информации об исполнении решения суда.
В этот же день в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения — 28.02.2023 в размере 5000 руб., копия которого направлена должнику 23.01.2023 посредством заказной корреспонденции (ШПИ 16450175051276).
28.01.2023 копия постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 324293/22/29026-ИП получена должником посредством заказной почты.
Новый срок 28.02.2023, установленный судебным приставом-исполнителем, является разумным и достаточным для исполнения должником требований исполнительного документа.
02.03.2023 судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу ГИМС ГУ МЧС России по Архангельской области, составлен акт о том, что удостоверение на право управления маломерным судном сдано Сивковым А.П. 31.01.2023.
В соответствии со ст.112 Закона и с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ обстоятельство непреодолимой силы должно обладать следующими чертами:
1. Чрезвычайностью, то есть событие должно быть внезапным и масштабным, выходящим за рамки обыденности.
2. Непредотвратимостью, т.е. невозможно предсказать и предусмотреть наступление события.
Принимая во внимание, что решение суда по делу №2а-4834/2022 вступило в законную силу 20.09.2022, исполнительный лист ФС 039927119 выдан 20.09.2022, а исполнительное производство возбуждено 22.12.2022, то есть у должника имелось достаточно времени для того, чтобы до возбуждения исполнительного производства проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы предусмотреть обстоятельство, препятствующее своевременному и правильному исполнению требований исполнительного документа после возбуждения исполнительного производства в предусмотренный Законом 5-дневный срок.
Уважительных причин, сделавших невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа административным истцом не представлено.
Подпунктом 1 п.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В своем заявлении истцом не приведено ни одного нарушения судебным приставом-исполнителем действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения административного иска права административного истца не нарушены.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ..... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ..... ░░ 19.01.2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.....░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.04.2023.