Дело № 2а-3605/2023
44RS0001-01-2023-003388-49
РЕШЕИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
При секретаре П.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С.А. к администрации города Костромы о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложение обязанности принять решение о постановке на учет,
установил:
С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что <дата> уведомлением администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области семье С.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Однако в рассматриваемом случае в апреле 2023 года документы подавались по месту регистрации административного истца, а не его фактического проживания. Полагая, что отказ в апреле 2023 года в постановке на учет вызван только тем, что у заявителя и троих ее детей имеется прописка в доме ее матери (в котором было зарегистрировано 8 человек), <дата> С.А. снялась с регистрационного учета с адреса 1 и зарегистрировалась с детьми в принадлежащей ей и мужу квартире по адресу 2.
16 июня 2023 года администрация г. Костромы сообщила об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Ссылаясь на письмо Минстроя России от 7 августа 2017 года № 280680ЕС/05 «О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством», истец указывает, что регистрация детей и ее самой производилась на совместно приобретенную в браке жилую площадь, принадлежащую заявителю и ее мужу, при этом место жительства заявителя не менялось с момента приобретения квартиры в м-не Венеция то есть с <дата>.
Сама же регистрация по адресу 1 не порождает права собственности на это имущество у зарегистрированных там лиц, при принятии решения не было проверено фактическое проживание там заявителей и ее детей.
Не может быть признана перерегистрация С.А. и ее детей добровольным отказом от права пользования жилым помещением по адресу 1, так как регистрация не порождает таких прав, а следовательно и причиной, послужившей непризнания за семьей заявителя права на постановку на соответствующий учет. Членом семьи своей матери С.А. не является с <дата>, поскольку с ней не проживает, совместного хозяйства не ведет, добровольно отказалась от права пользования ее домом. После приобретения в ипотеку своей квартиры некоторое время не регистрировалась в ней по месту жительства только лишь для того, чтобы облегчить своей семье бремя расходов по оплате коммунальных платежей, поскольку ипотечный кредит только начал погашаться. Коммунальные платежи по адресу регистрации по адресу 1 не платила, за нее их оплачивала мать, желая таким образом также им помочь. Сейчас у нее ухудшилось материальное положение, и С.А. не намерена более обременять, кроме этого, как соцработнику, хозяйке дома положена скидка на коммунальные услуги ввиду уменьшения числа лиц, зарегистрированных у нее в доме. Полагает, что правомерные действия лица, повлекшие возникновение нуждаемости в улучшении жилищных условий, не должны за собой повлечь применение санкций, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ
В связи с этим просит признать отказ в предоставлении муниципальной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся семьи С.А. незаконным и возложить на административного ответчика обязанность принять решение о постановке ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области по категории многодетная семья – многодетную семью С.А. с членами семьи супругом С.А.С.., детьми С.А. С.М.., С.В.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Костромской области, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, С.А.С.., в том числе представляющий интересы несовершеннолетних С.М. и С.В.., несовершеннолетняя С.А.., достигшая 14 летнего возраста.
В судебном заседании представитель административного истца В.А. требования поддержал по основаниям и обстоятельствам, указанным в иске.
Представитель администрации города Костромы Г.С. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в уведомлении от <дата> об отказе С. А.Е. в предоставлении муниципальной услуги.
Третьи лица явку не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Условия предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма установлены ст. 7 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным в соответствии со ст. 51 ЖК РФ нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и относящихся к определенным категориям граждан, в том числе к категории многодетная семья.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Одним из основных принципов реализации данных гарантий является признание многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно статье 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В статье 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу частей 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует и установлено судом, что семья С.А. является многодетной, удостоверение многодетной матери ей выдано <дата>.
В период с <дата> по <дата> С.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу 1.
Как поясняла истица, а также показала допрошенная в качестве свидетеля Ш.О. – мать истца, С.А. была вселена в указанный жилой дом родителями в несовершеннолетнем возрасте в качестве члена семьи.
Супруг истца С.А.С. был зарегистрирован с <дата> по <дата> по месту жительства адрес 3.
Дочь истицы от первого брака С.А.Е. с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства своей матери по адресу 1.
Сын истицы от брака со С.А.С. – С.М. с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства своей матери по адресу 1.
Сын истицы от брака со С.А.С. – С.В. с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства своей матери по адресу 1.
Как следует из материалов дела жилой дом по адресу 1 принадлежит на праве собственности родителям истицы Ш.О. и Ш.Е.
<дата> за С.А. было зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу 2, общей площадью ... кв.м., приобретенную за счет средств ипотечного кредита.
<дата> С.А. обратилась к Главе администрации Шунгенского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся ее составом семьи : муж и трое детей по категории малоимущих граждан, являющихмся нанимателями жилых помещений по договорам социально найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы».
Решением жилищной комиссии администрации Шунгенского сельского поселения от <дата> С.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Как следует из выписки из протокола № жилищной комиссии от <дата> последней учтен факт проживания С.А. в жилом доме по адресу 1 (общей площадью ... кв.м., доля Ш.О. и Ш.Е. в праве ?), а также наличие в собственности С.А. жилого помещения общей площадью ... кв.им. по адресу 2. Комиссия пришла к выводу об обеспеченности каждого члена семьи С.А. площади жилого помещения выше учетной нормы ... кв.м.
Вышеуказанное Решение С.А.. не оспорено.
С.А. и ее дети С.А.., С.М.., С.В.. снялись с регистрационного учета по адресу 1 и с <дата> зарегистрированы по месту жительства по адресу 2, то есть в квартире, принадлежащей С.А.. Супруг истицы С.А.С. также зарегистрирован по указанному адресу с <дата>.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Ш.О. показала, что дочь истицы С.А.Е., 2008 года продолжает проживать с ними по адресу 1 так как проходит обучение в школе.
<дата> С.А. обратилась в администрацию города Костромы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории многодетная семья, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, что подтвердила истица и в судебном заседании.
Письмом от <дата> № Администрация г. Костромы уведомила С.А. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по причине того, что из имеющихся в распоряжении администрации документов следует, что она в период с <дата> по <дата>, С.А. в период с <дата> по <дата>, С.В. в период с <дата> по <дата>, С.В. в период СС <дата> по <дата> были зарегистрированы по месту жительства и имели право пользования жилым помещением по адресу <адрес> общей площадью 85,2 кв.м. Исходя из общего количества лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении и имеющих право пользования им (8 человек), имели в пользовании 42,6 кв.м. общей площади.
Учитывая в совокупности площади жилого помещения по адресу <адрес> м-он Венеция, 58-31 (3,8 кв.м.) и помещения, находившегося в пользовании ее и членов ее семьи до <дата> (76,4 кв.м.) обеспеченность ее семьи из 5 человек общей площадью жилого помещения составляла по 15,28 кв.. на одного человека, что превышало установленную учетную норму. <дата> она, действующая в своих интересах и интересах своих детей отказалась от права пользования жилым помещением, по адресу <адрес>. Таким образом, ее добровольный отказ от права пользования данным жилым помещением является намеренным действием, в результате которого она и члены ее семьи не могут быть признаны нуждающимся в жилых помещениях.
Учитывая, что пятилетний срок с момента добровольного отказа от права пользовании жилым помещением по адресу <адрес> не истек ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Суд не усматривает оснований для признания данного отказа незаконным.
Разрешая заявленные требования суд полагает необходимым расценить действия административного истца как намеренные, повлекшие ухудшение жилищных условий, с момента совершения которых не истек пятилетний срок, что в силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в постановке С. А.Е. и ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, после приобретения квартиры более года истица сохраняла регистрацию свою и своих детей по месту жительства в <адрес> и как установлено в судебном заседании дочь истицы С.А.Е. проживала и продолжает проживать в <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что С. А.Е., будучи членом семьи собственника (своих родителей Шихановых) жилого помещения по адресу: <адрес>, при отсутствии каких-либо соглашений с собственником жилого помещения, имела право пользования данным жильем без каких-либо ограничений, а ее выселение из указанного жилья, носило добровольный характер.
Изложенное указывает на то, что в результате указанных действий С. А.Е. перестала быть членом семьи собственника жилого помещения и добровольно утратила право пользования им, что позволило ей поставить вопрос о получении жилого помещения без учета площади указанного дома.
При таких обстоятельствах С. А.Е., снявшись с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, по собственному волеизъявлению прекратила право пользования данным жилым помещением, то есть С. А.Е. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью создания условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны администрации <адрес> в признании ее нуждающейся в жилом помещении.
Доводы стороны истца о том, что она перестала быть членом семьи своих родителей Шихановых с момента приобретения в собственность жилья, судом не учитываются, поскольку принимаются во внимание действия С. А.Е. по попытке встать на учет нуждающихся в Шунгенском сельском поселении в 2023 году по месту своего постоянного проживания. При этом после получения отказа ею незамедлительно была создана ситуация нуждаемости в жилом помещении вопрос о разрешении которой ею был сразу же поставлен перед администрацией <адрес>, что по мнению суда подтверждает умышленный характер действий административного истца.
Административным ответчиком верно определена обеспеченность семьи административного истца общей площадью жилых помещений до <дата> (с учетом количества лиц, зарегистрированных в жилых помещениях), которая была выше учетной нормы, установленной в <адрес>.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах С. А.Е. может быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении только по истечении пяти лет с момента снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, то есть после <дата>
При таких данных суд приходит к выводу о том, что жилищные права С. А.Е. в связи с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены не были, что влечет отказ в иске.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Решил:
░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>