61RS0011-01-2022-001424-23
дело №2а-970/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2022 г. ст. Тацинская
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Брегвадзе С.Ю.,
с участием административного истца Колесниковой Татьяны Николаевны и ее представителя адвоката Колесникович Н.В., ордер № № от 15.06.2022 года,
с участием представителя ответчика Администрации Тацинского района Федотовой Е.А.,
при секретаре Тарасовой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесниковой ТН к Администрации Тацинского района Ростовской области, Администрации Михайловского сельского поселения Тацинского района Ростовской области о признании незаконным действия администрации Тацинского района Ростовской области, заинтересованные лица: Министерство Энергетики Российской Федерации, межведомственная комиссия Администрации Михайловского сельского поселения Тацинского района Ростовской области
установил:
Колесникова Т.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным действия администрации, ссылаясь на то, что она обратилась с заявлением в Администрацию Тацинского района о включении в списки граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим, непригодным для проживания про критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставления социальной выплаты, так как ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. В указанном доме зарегистрированы административный истец и ее малолетние дети Колесникова МА ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Колесников АА ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Иного жилья в собственности они не имеют.
Ранее указанный дом с 1992 года принадлежал ее отцу Тучину Н.П., который умер 28.10.2002 года. На момент ликвидации шахты «Тацинская» в 1998 году в указанном доме проживал Тучин П.Н. Ю Тучина Н.П. и административный истец.
В настоящее время указанный жилой дом является непригодным для проживания на основании заключения СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 2018 года по критериям безопасности.
Для признания дома ветхим она обратилась в Администрацию Михайловского сельского поселения. Однако комиссия проведя визуальное обследование пришла к выводу, что дом пригоден для проживания.
После получения заключения она обратилась в Администрацию Тацинского района с заявлением о включении ее и ее малолетних детей в списки граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставления социальной выплаты.
Административному истцу было отказано, так как у нее нет оснований для уточнения ранее составленных списков. Она просила внести в списки указанных граждан, так как в 1998 году ни она ни ее родители не были внесены в указанные списки.
Поэтому административный истец просит признать незаконными действия административного ответчика.
Обязать административного ответчика включить Колесникову ТН а так же малолетних детей Колесникову МА ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Колесникова АА ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилого фонда ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и предоставить социальную выплату для приобретения жилья на трех, из расчета 18 кв.м., на каждого члена семьи, исходя из рыночной стоимости квадратного метра жилья на территории Ростовской области на момент исполнения решения суда.
Административный истец Колесникова Т.Н. и ее представитель адвокат Колесникович Н.В. в судебном заседании поддержали требования административного искового заявления по основаниям, указанным в иске. Представитель административного ответчика Администрации Тацинского района Ростовской области Федотова Е.А. исковые требования не признала по основаниям, указанным в представленном отзыве.
Представитель ответчика Администрации Михайловского сельского поселения Тацинского района Ростовской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просили рассмотреть исковые требования в их отсутствие, просили в административном иске отказать.
Заинтересованное лицо Министерство Энергетики Российской Федерации (представитель) в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в их отсутствие, представили суду отзыв.
Представитель заинтересованного лица межведомственной комиссии Администрации Михайловского сельского поселения Тацинского района Ростовской области в судебное заседание не явился.
Свидетель ШНС пояснила суду, что она являлась членом Межведомственной комиссии при Администрации Михайловского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. При проведении обследования дома админи стративным истцом не было представлено заключение саморегулирующей организации. Она в администрации работает с 1997 года. В указанном домовладении административный истец не проживала, а проживал ее отец. Текущий ремонт домовладения никогда не проводился.
Свидетель ВИН пояснила суду, что Колесникова Т.Н. в 1998 году проживала в указанном домовладении. Она является соседкой Колесниковой Т.Н.
Свидетель НВМ . пояснила суду, что в 1998 году Колесникова Т.Н. проживала в указанном домовладении.
Свидетель ВСС пояснил суду, что в 2016-2017 годах к нему обратилась Колесникова по поводу ремонта домовладения, но он отказался делать ремонт, так как дом находился в аварийном состоянии.
В силу ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон: ответчика Администрации Михайловского сельского поселения Тацинского района Ростовской области, заинтересованного лица представителя Межведомственной комиссии при Администрации Михайловского сельского поселения.
Суд, выслушав административных истцов, представителя административного ответчика Администрации Тацинского района Ростовской области, исследовав материалы дела, изучив и проанализировав представленные доказательства приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности,
В соответствии с ч.6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"(в редакции на дату обследования жилого многоквартирного дома), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 43 Положения комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
В соответствии с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Судом установлено, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>.(л.д.7). Согласно справке о заключении брака административный истец сменила фамилию с Тучиной на Колесникову.
По заявлению административного истца Межведомственной комиссией при Администрации Михайловского сельского поселения проведено обследование жилого <адрес> в <адрес>.
Согласно акта № (л.д.9) обследования помещений многоквартирного <адрес> от 20.05.2021 года, установлено, что на кровле частично отсутствует шифер, отмостка по периметру дома отсутствует, водоотведение атмосферных осадков не обеспечивается. Электроэнергия и газоснабжение отсутствует. Оконные рамы деревянные, неутепленные. На ограждающих стенах многочисленные трещины, визуально наблюдается отклонение стен от вертикали. Территория прилегающая к дому находится в запущенном состоянии. По данному адресу долгое время не проживают, при дворовая территория в запущенном состоянии.
Согласно заключения Межведомственной комиссии при Администрации Михайловского сельского поселения от 20.05.2021 года (л.д.10) помещение индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. является непригодным для проживания в связи с ухудшением эксплуатационных характеристик ввиду не проведения собственником ремонтных работ по поддержанию нормативного состояния здания. Согласно ответа <адрес> (л.д.11) административному истцу отказано во включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья по основаниям, указанным административным истцом в представленном суду административном иске.
Согласно заключения эксперта № 062/19 от 28.02.2019 года домовладение административного истца, указанного в административном иске, находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, грозит обрушению и подлежит сносу.
Комиссия не располагала указанными заключениями специалистов на момент проведения обследования жилого дома, выводы специалистов о наличии вредных факторов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме административного истца, не подтверждены и не опровергнуты в акте, в заключении межведомственной комиссии и акте обследования жилого дома не содержится полного описания состояния дома с учетом сведений, содержащихся в указанных технических заключениях.
Согласно представленного суду протокола заседания межведомственной комиссии от 20.05.2021 года необходимо провести исследование жилого помещения в соответствии с положением Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Межведомственная комиссия Администрации Михайловского сельского поселения, принимая заключение о соответствии спорного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не дала оценки вышеназванным обстоятельствам, не устранила противоречия, которые отражены в техническом заключении специалистов, что в соответствии с п.п. 33,34,44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, имеет существенное значение при принятии законного и обоснованного заключения. Кроме того согласно представленного суду протокола №1 заседания межведомственной комиссии от 20.05.2021 года обследование помещения с учетом заключения экспертов и требований вышеуказанного Постановления не проводилось.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии администрации Михайловского сельского поселения Тацинского района Ростовской области № 1 от 20.05.2021 года, в связи с чем исковые требования административных истцов следует удовлетворить частично.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░ 20.05.2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2006 N 47 "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░".
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.