Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6123/2023 ~ М-4848/2023 от 01.09.2023

Дело № 2а-6123/2023                    УИД 53RS0022-01-2023-006409-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2023 года                                Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,

с участием и.о. заместителя прокурора Великого Новгорода Савичева Д.О.,

при секретаре Гришуниной В.В.,

с участием представителей административного истца Новгородского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" – Черепановой А.Ф., Маркина К.А., представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода – Смирновой Е.В., Константиновой Е.А., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Новгородской области – Малыгиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новгородского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" к Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода о признании незаконным Постановления Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода от 31 мая 2023 года № 70/1-4 и отмене в части, препятствующей реализации права на представительство в участковых избирательных комиссиях, об обязании заново рассмотреть вопросы формирования участковых избирательных комиссий,

установил:

Новгородское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее также Отделение) обратилось в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода (далее также ТИК Великого Новгорода, Комиссия) о признании незаконным Постановления Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода от 31 мая 2023 года № 70/1-4 и отмене в части, препятствующей реализации права на представительство в участковых избирательных комиссиях, об обязании заново рассмотреть вопросы формирования участковых избирательных комиссий.

В обоснование заявления указано, что 10 сентября 2023 года в Великом Новгороде состоятся выборы в Думу Великого Новгорода, участие в которых принимают кандидаты от регионального отделения партии «Яблоко». Указанные выборы организует ТИК Великого Новгорода. Постановлением Комиссии от 27 марта 2023 года № 67/3-4 было объявлено о принятии предложений в состав участковых избирательных комиссий №№ 1101-1119, 1121-1132, 1134, 1135, 1137-1191 с правом решающего голоса. Решением Отделения от 25 апреля 2023 года № 1/04 были предложены для назначения членами участковых избирательных комиссий Великого Новгорода с правом решающего голоса 56 кандидатур в состав 56 участковых избирательных комиссий (по 1 человеку в каждую) №№ 1101-1108, 1110-1117, 1121, 1129-1131, 1134, 1135, 1137, 1139-1142, 1145, 1146, 1148-1150, 1153, 1157-1163, 1168, 1171-1173, 1175, 1178, 1181-1184, 1186-1189, 1191. Постановлением ТИК Великого Новгорода от 27 марта 2023 года № 67/2-7 численность участковых избирательных комиссий определена от 9 до 12 человек для каждой комиссии. В проект постановления ТИК Великого Новгорода от 3 мая 2023 года «О формировании участковых избирательных комиссий №№ 1101-1119, 1121-1132, 1134, 1135, 1137-1191 Великого Новгорода на срок полномочий 2023-2028» в составы участковых избирательных комиссий были включены все 56 предложенных Отделением кандидатур. Вместе с тем, оспариваемым постановлением ТИК Великого Новгорода не назначила в состав участковых избирательных комиссий 12 кандидатур от Отделения. Административный истец считает указанное постановление Комиссии незаконным в части отказа во включения в состав участковых избирательных комиссий кандидатур, предложенных Отделением, незаконным и подлежащим отмене.

Определением судьи от 01 сентября 2023 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор, в качестве заинтересованного лица - Избирательная комиссия Новгородской области.

Представители административного истца Отделения Черепанова А.Ф., Маркин К.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указав, что административным ответчиком не соблюдена процедура принятия оспариваемого решения. Кроме того, ссылались на приоритетность назначения кандидата от политической партии и незаконность проведенного отбора в связи с отсутствием утвержденной методики.

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода Смирнова Е.В., Константинова Е.А., в судебном заседании административные исковые требования не признал по мотивам и основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Новгородской области Малыгина Т.В. в судебном заседании считала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по мотивам и основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение и.о. заместителя прокурора Великого Новгорода Савичева Д.О., полгавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности (статьи 2 и 18; статья 21, часть 1).

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах решения комиссии по рассматриваемым вопросам, принятые коллегиально, содержащие ее волеизъявление и порождающие правовые последствия в том числе для кандидатов, избирательных объединений и граждан в сфере избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума (подпункты 21 и 38 статьи 2, пункт 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Система, статус и порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации определяются Федеральным законом N 67-ФЗ, согласно пункту 6 статьи 26 которого полномочия по формированию территориальной комиссии принадлежат избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Вышеназванным Федеральным законом установлено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений; избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных выше, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (пункты 1 и 2 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ).

В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса (пункт 4 статьи 22 Федерального закона 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для территориальных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 30 дней.

Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса (пункт 5 статьи 26 Федерального закона N 67-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 27 данного Федерального закона для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии, в полномочия которых входит, в частности, организация на избирательном участке, участке референдума голосования в день голосования, а также досрочного голосования, проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и его передача в территориальную комиссию.

В соответствии с положениями статей 22, 25 - 27 Федерального закона N 67-ФЗ кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий предлагают: а) политические партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии; б) иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений; в) собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; г) представительный орган муниципального образования; д) при формировании территориальной избирательной комиссии - территориальная избирательная комиссия предыдущего состава.

Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.

Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального Закона N 67-ФЗ Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 указанного Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Судом из письменных материалов дела и объяснений сторон следует, что постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от 22 декабря 2020 года № 130/21-6 сформирована Территориальная избирательная комиссия Великого Новгорода на срок полномочий 2020-2025 годов в количестве четырнадцати членов.

Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области № 10/16-7 от 06 мая 2022 года на Территориальную избирательную комиссию Великого Новгорода возложено исполнение полномочий, установленных Законом об основных гарантиях избирательных прав, по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Великого Новгорода.

Решением Думы Великого Новгорода № 881 от 19 июня 2023 года назначены выборы депутатов Думы Великого Новгорода седьмого созыва на 10 сентября 2023 года.

Постановлением ТИК Великого Новгорода от 30 июня 2023 года N 72/2-4 "О проведении голосования на выборах депутатов Думы Великого Новгорода седьмого созыва в течение нескольких дней подряд" постановлено провести голосование на выборах депутатов Думы Великого Новгорода седьмого созыва в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 года.

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 18 января 2013 года № 134 «Об образовании избирательных участков» утвержден список избирательных участков, которые являются едиными для всех выборов и референдумов, проводимых на территории муниципального образования – городского округа Великий Новгород.

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 21 июня 2023 года № 3030 в список избирательных участков, которые являются едиными для всех выборов и референдумов, проводимых на территории муниципального образования – городского округа Великий Новгород, внесены изменения, список изложен в новой редакции.

27 марта 2023 года ТИК Великого Новгорода объявила о начале формирования участковых избирательных комиссий (далее – УИК) №№1101-1119, 1121-1132, 1134, 1135, 1137-1191 Великого Новгорода (Постановление № 67/3-4), в том числе, указан перечень необходимых документов при внесении предложения (предложений) по кандидатурам для назначения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением ТИК Великого Новгорода от 27 марта 2023 года № 67/2-7 «О количественном составе участковых избирательных комиссий Великого Новгорода» определен количественный состав участковых избирательных комиссий Великого Новгорода, в том числе:

- УИК № 1106 – 10 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1107 – 11 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1113 – 12 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1117 – 11 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1129 – 11 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1146 – 12 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1153 – 12 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1163 – 12 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1175 – 10 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1182 – 11 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1184 – 11 членов с правом решающего голоса;

- УИК № 1187 – 11 членов с правом решающего голоса.

27 марта 2023 года Территориальная избирательная комиссия Великого Новгорода объявила о начале формирования УИК №№1101-1119, 1121-1132, 1134, 1135, 1137-1191 Великого Новгорода (Постановление № 67/3-4), в том числе, указан перечень необходимых документов при внесении предложения (предложений) по кандидатурам для назначения членов УИК с правом решающего голоса.

Постановлением ТИК Великого Новгорода от 29 марта 2023 года № 68/1-4 создана рабочая группа по предварительному рассмотрению предложений по кандидатурам для назначения в составы ЦИК и утвержден ее состав. В состав рабочей группы вошли: руководитель рабочей группы – Смирнова Е.В., заместитель руководителя рабочей группы – Константинова Е.А., члены рабочей группы – Афансьева М.В., Вихрова С.П., Водолажский К.И., Гинзбург С.М., Горькова Ю.А., Дьячков М.С., Ильина Е.Н., Марченко Н.Т., Никитин Д.А., Пустынникова В.М., Цвигун С.Е.

Решением Новгородского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 25 апреля 2023 года № 1/04 «О кандидатурах в составы участковых избирательных комиссий» в Территориальную избирательную комиссию Великого Новгорода внесены кандидатуры для назначения членами УИК с правом решающего голоса, в том числе:

- в УИК № 1106 – Хазутдиновой А.С.;

- в УИК № 1107 – Павлова К.В.;

- в УИК № 1113 – Луковицкой Е.Г.;

- в УИК № 1117 – Громову О.В.;

- в УИК № 1129 – Кузьминой В.М.;

- в УИК № 1146 – Шиловой М.И.;

- в УИК № 1153 – Мамедовой А.Ю.;

- в УИК № 1163 - Алексеева А.Г.;

- в УИК № 1175 – Дмитрук Н.Г.;

- в УИК № 1182 – Чимарова М.Ю.;

- в УИК № 1184 – Кобуса Д.Н.;

- в УИК № 1187 – Харьковскую Т.Ю.

Указанными кандидатами от Отделения в ТИК Великого Новгорода был направлен комплект документов, установленных Постановлением Комиссии от 29 марта 2023 года № 67/3-4.

31 мая 2023 года состоялось заседание Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода, в ходе которого рассматривался вопрос о выборе кандидатур для назначения членами УИК с правом решающего голоса.

Постановлением ТИК Великого Новгорода от 31 мая 2023 года № 70/1-4 сформированы УИК №№ 1101-1119, 1121-1132, 1134, 1135, 1137-1191 Великого Новгорода на срок полномочий 2023-2028, в их составы назначены члены УИК с правом решающего голоса. В состав УИК не включены вышеуказанные кандидатуры Отделения.

Пунктом 13 статьи 21 Федерального Закона N 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

В целях единообразного применения положений Федерального закона Федерального Закона N 67-ФЗ с учетом практики его реализации при формировании территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий постановлением ЦИК РФ от 15 марта 2023 года утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий (далее также Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 1.1.1. Методических рекомендаций территориальная избирательная комиссия формирует участковую избирательную комиссию.

Пунктом 3.1 указанных Методических рекомендаций в избирательную комиссию по предложению каждой политической партии либо ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии, за исключением участковой избирательной комиссии.

Предлагаемая политической партией, иным общественным объединением кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несут субъект права предложения кандидатуры, предлагаемое в качестве кандидатуры лицо, а при назначении кандидатуры в состав избирательной комиссии - также вышестоящая избирательная комиссия, осуществляющая формирование избирательной комиссии (пункт 3.3.).

В соответствии с пунктом 4.4. Методических рекомендаций, если общее количество кандидатур, предложенных политическими партиями (региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий), превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных указанными политическими партиями (региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий), а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.).

Вышестоящие избирательные комиссии при назначении членов избирательных комиссий, предложенных политическими партиями (региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий), указанными в пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона, должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий.

В соответствии с пунктом 7.4. Методических рекомендаций Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на основе предложений, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

Пунктом 7.6. Методических рекомендаций установлено, что территориальная избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений (политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений), выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 7.6 Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 7.6 Методических рекомендаций, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.

Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии (пункт 7.7. Методических рекомендаций).

Непосредственный порядок оценки и отбора представленных кандидатур федеральным законом № 67-ФЗ не предусмотрен.

Вместе с тем, пунктом 1.1.5 Методических рекомендаций при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать: принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование (юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование), опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также стимулирование участия молодежи в работе избирательных комиссий.

Судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в ходе процедуры формирования УИК политическими партиями были представлены кандидатуры для назначения в состав комиссии от 9 политических партий:

- ВПП «Единая Россия» - 88 кандидатов;

- политическая партия «КПРФ» - 88 кандидатов;

- политическая партия ЛДПР - 88 кандидатов;

- социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ ЗА ПРАВДУ» - 88 кандидатов;

- политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» - 88 кандидатов;

- политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 56 кандидатов;

- политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» - 88 кандидатов;

- политическая партия «Российская экологическая партия «ЗЕЛЕНЫЕ» - 65 кандидатов;

- политическая партия ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - 69 кандидатов.

7 политических партий (ВПП «Единая Россия», политическая партия «КПРФ», политическая партия ЛДПР, социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ ЗА ПРАВДУ», политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ») имеют приоритет при формировании УИК согласно пункту 5 статьи 27 федерального закона № 67-ФЗ.

Комиссией не включены в число членов УИК члены, в том числе, политических партий «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», «НОВЫЕ ЛЮДИ», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Российская экологическая партия «ЗЕЛЕНЫЕ».

Учитывая, что максимальное число членов УИК на территории Великого Новгорода составляет 12 человек, с учетом требований пункта 5 статьи 27 федерального закона № 67-ФЗ максимальное число представителей парламентских партий в составе УИК (численностью 12 человек) составляет 6 членов комиссии (из 7 парламентских партий).

Руководствуясь указанным положениями федерального законодательства, учитывая, что число парламентских партий, представивших кандидатуры для назначения в состав УИК, превышало половину от установленной численности состава УИК, в ходе заседания 31 мая 2023 года членами ТИК Великого Новгорода было принято решение о проведении оценки каждой кандидатуры с учетом следующих критериев: наличие опыта работы в избирательных комиссиях; наличие высшего образования (в приоритете - юридическое, информационно-технологическое).

Отделением было предложено 56 кандидатов в члены УИК. В результате отбора из 56 человек в состав комиссий включены 44 кандидата от Отделения, зачислено в резерв – 12 кандидатов.

Представитель административного ответчика в своих объяснениях ссылался на то обстоятельство, что все отклоненные кандидатуры не соответствовали критерию опыта организации и проведения выборов либо рекомендуемому уровню образования (по сравнению с другими кандидатурами, предложенными в данную УИК).

Указанный довод заслуживает внимания по следующим основаниям.

Из представленных в отношении кандидатов в УИК документов следует:

- Хазутдинова А.С. (кандидат в члены УИК № 1106) имеет высшее педагогическое образование, опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

- Павлов К.В. (кандидат в члены УИК № 1107) имеет высшее образование по специальности «Радиотехника» (квалификация – радиоинжинер), опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.

- Луковицкая Е.Г (кандидат в члены УИК № 1113) имеет высшее образование по специальности «Психология» (квалификация – психолог, преподаватель), опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

- Громова О.В. (кандидат в члены УИК № 1117) имеет высшее образование по специальности «Многоканальные телекоммуникационные системы» (квалификация – инженер), опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.

- Кузьмина В.М. (кандидат в члены УИК № 1129) имеет среднее профессиональное образование по специальности «Гидромелиорация», опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

- Шилова М.И. (кандидат в члены УИК № 1146) имеет среднее полное общее образование по профессии «Хозяйка усадьбы» (квалификация – оператор машинного доения 3 разряда, плодоовощевод 3 разряда, повар 3 разряда), опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.

- Мамедова А.Ю. (кандидат в члены УИК № 1153) имеет среднее профессиональное образование по специализации «Экономика и бухгалтерский учет» (квалификация – бухгалтер), опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

- Алексеев А.Г. (кандидат в члены УИК № 1163) имеет среднее общее образование, опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

- Дмитрук Н.Г. (кандидат в члены УИК № 1175) имеет высшее профессиональное образование по специальности «география и биология» (квалификация – учитель географии и биологии средней школы), опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.

- Чимаров М.Ю. (кандидат в члены УИК № 1182) является студентом высшего учебного заведения, опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

- Кобус Д.Н. (кандидат в члены в УИК № 1184) имеет среднее профессиональное образование по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» (квалификация – техник), опыта работы в избирательных комиссиях не имеет.

- Харьковская Т.Ю. (кандидат в члены в УИК № 1187) имеет среднее общее образование, опыт работы в избирательных комиссиях отсутствует.

Из представленного суду протокола заседания ТИК Великого Новгорода от 31 мая 2023 года № 70 следует, что в ходе рассмотрения проекта оспариваемого постановления была установлена процедура отбора кандидатур, в том числе определять отбор кандидатур, с учетом положений Федерального закона № 67-ФЗ и Методических рекомендаций, а именно проведение оценки каждой кандидатуры с учетом следующих критериев: наличие опыта работы в избирательных комиссиях; наличие высшего образования (в приоритете - юридическое, информационно-технологическое)). За указанный порядок проголосовало 11 членов ТИК Великого Новгорода, против – 1, воздержалось – 0.

В отношении каждого из указанных кандидатов проведено голосование с учетом вышеназванных критериев.

Согласно приведенным положениям закона, процедура отбора кандидатов в члены УИК, в том числе в форме голосования, при отсутствии по этому вопросу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается территориальной избирательной комиссией.

Поскольку общее количество кандидатур, предложенных политическими партиями, указанными в пункте 5 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ, превышало 1/2 от установленного числа членов УИК №№ 1106, 1107, 1113, 1117, 1129, 1146, 1153, 1163, 1175, 1182, 1184, 1187, Комиссией в соответствии с Методическими рекомендациями проведено голосование по кандидатурам в состав членов названных УИК. По результатам голосования указанные выше представители от Отделения не вошли в состав членов УИК избирательных участков. Из протокола заседания ТИК Великого Новгорода следует, что по каждому составу УИК проводилось открытое и последовательное голосование.

Принимая во внимание, что предложенные Отделением кандидатуры в члены УИК рассмотрены на заседании ТИК Великого Новгорода наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения и по результатам голосования 44 кандидата включены в составы УИК, а остальные 12 кандидатов отклонены, а впоследствии включены в резерв составов УИК, оснований считать, что нарушен принцип равного избирательного права в виде обеспечения доступа в УИК, не имеется.

Кроме того, из объяснений представителя административного ответчика следует, что один из отклоненных кандидатов от Отделения (Дмитрук Н.Г.) 24 августа 2023 года уже включена в список членов УИК.

Довод административного истца о приоритетности членов партии перед иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы в силу части 5 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Так, законом установлена обязанность вышестоящей комиссии (в данном случае ТИК) только в части назначения не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений, указанных в части 5 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ.

Не включение в состав УИК кандидата от другой политической партии, при включении в состав комиссии кандидатов, выдвинутых иными общественными и избирательными объединениями, собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы не свидетельствует о несоблюдении избирательного законодательства.

Приоритет кандидатур выдвинутых Отделением перед иными политическими партиями, общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы действующим избирательным законодательством не установлен, а потому доводы административного истца о том, что представители Отделения в обязательном порядке должны были быть назначены в каждую участковую избирательную комиссию, является несостоятельным.

ТИК Великого Новгорода, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании участковых комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона № 67-ФЗ принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение. Каких-либо данных, подтверждающих нарушение Комиссией требований статей 22 и 26 Федерального закона N 67-ФЗ, либо нарушение процедуры рассмотрения вопроса о формировании участковых избирательных комиссий, суду не представлено.

Комиссией были рассмотрены все кандидатуры на равных основаниях, при это во внимание были приняты все обстоятельства, известные по всем представленным кандидатурам.

Таким образом, вопреки доводам административного истца не включение по результатам голосования в состав членов УИК избирательных участков УИК №№ 1106, 1107, 1113, 1117, 1129, 1146, 1153, 1163, 1175, 1182, 1184, 1187, кандидатов от Отделения, при одновременном включении в состав комиссий кандидатов, выдвинутых другими субъектами выдвижения, не свидетельствует о нарушении избирательных прав заявителя.

Данных о том, что лица, включенные в состав УИК, были выдвинуты неполномочными субъектами выдвижения и не соответствуют требованиям, предъявляемым законом к членам УИК с правом решающего голоса, в материалах дела не имеется.

Также судом отклоняется довод административного истца об отсутствии утвержденной методики отбора кандидатов в УИК.

Как было указано ранее, отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии (пункт 7.7. Методических рекомендаций). Непосредственный порядок оценки и отбора представленных кандидатур федеральным законом № 67-ФЗ не предусмотрен.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода от 17 августа 2012 года № 40/1-2 утвержден Регламент Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода (далее – Регламент)

В силу положений Регламента Комиссия является коллегиальным органом.

В соответствии с пунктом 12.1 Регламента принимаемые Комиссией постановления оформляются постановлениями Комиссии, которые подписываются председателем Комиссии и секретарем Комиссии, либо могут быть записаны в протоколе заседания Комиссии в виде постановления.

Пунктом 12.2 Регламента, постановления Комиссии по процедурным вопросам отражаются в протоколе заседания Комиссии.

В данном случае, процедура отбора кандидатур была определена в протоколе заседания Комиссии от 31 мая 2023 года, что не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формирование избирательной комиссии осуществляется на основании предложений в том числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований и предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы и с соблюдением требований закона к условиям и порядку формирования избирательных комиссий соответствующего уровня, например, о том, что согласно закону государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов сформированного состава избирательной комиссии, кроме случаев формирования избирательных комиссий за пределами территории Российской Федерации.

Нарушения условий и порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума могут являться основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, если они являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 5 статьи 23, пункт 6 статьи 25, пункт 6 статьи 26, пункт 4 статьи 27, подпункт "г" пункта 1.2, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).

Вместе с тем, нарушений условий и порядка формирования УИК №№ 1106, 1107, 1113, 1117, 1129, 1146, 1153, 1163, 1175, 1182, 1184, 1187 судом в ходе разрешения настоящего административного дела не установлено.

Ни в административном иске, ни в ходе судебного разбирательства Отделением не приводились данные о несоответствии оспариваемого Постановления закону в части количественного состава УИК и конкретных кандидатур.

По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 11 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ суд, не установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, отказывает в удовлетворении административного иска; решение избирательной комиссии признается незаконным, если оно противоречит закону либо принято с превышением установленной компетенции.

То обстоятельство, что лица, предложенные административным истцом в качестве кандидатур в члены УИК, оспариваемым решением не назначены, само по себе не свидетельствует о неправомерности включения иных лиц в члены УИК с решающим голосом.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава, что составляет не менее 10 членов комиссии. Требования об обязательном заполнении всех вакантных мест законом не предусмотрено. Оспариваемым решением сформированы УИК в составе 10-12 членов, что не нарушает действующее законодательство.

Таким образом, оспариваемое административным истцом Постановление Территориальной избирательной комиссии Великого Новгорода от 31 мая 2023 года № 70/1-4«О формировании участковых избирательных комиссий №№ 1101-1119, 1121-1132, 1134, 1135, 1137-1191 Великого Новгорода на срок полномочий 2023-2028» полностью соответствует требованиям избирательного законодательства, не нарушает права административного истца, его законные интересы, не создает препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, следовательно, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для признания указанного постановления незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░ № 70/1-4 ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-6123/2023 ~ М-4848/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новгородское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"
Прокурор Великого Новгорода
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Великого Новгорода
Другие
Избирательная комиссия Новгородской области
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Пчелкина Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
01.09.2023Регистрация административного искового заявления
01.09.2023Передача материалов судье
01.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2023Судебное заседание
02.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее