Дело №а-2328/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Яргину А. В. о взыскании таможенных платежей, пени,
установил:
Ростовская таможня обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит взыскать с ответчика сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 490994,28 руб., пени в размере 444831,98 руб., всего 935826,26 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенска Таганрогской таможни, правопреемником которого является истец, ответчиком временно ввезено на территорию ЕАЭС транспортное средство OPEL VECTRA 1992 года выпуска, срок временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ, по истечении которого транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.
Кроме того, ростовской таможней заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что в период с 2015 по 2017 год отсутствовала почтовая связь с рядом населенных пунктов Донецкой и Луганской Народных Республик, украинское государственное предприятие «Укрпочта» возвращало почтовую корреспонденцию в связи с отсутствием возможности доставки почтовых отправлений в ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины, административный истец был лишен возможности направить уведомления о неуплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, пени в сроки, установленные таможенным законодательством, в целях соблюдения досудебного порядка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, в соответствии с требованиями КАС РФ, учитывая, что административный истец, ответчик и заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 КАС РФ).
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенска Таганрогской таможни Яргиным А.В. временно ввезено на территорию ЕАЭС транспортное средство OPEL VECTRA 1992 года выпуска.
Решением Таможенного поста МАПП Весело-Вознесенска ростовской таможни по результатам таможенного контроля №/ТСЛП/0057 от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства OPEL VECTRA 1992 года выпуска для личного пользования Яргиным А.В., зарегистрированного на территории иностранного государства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок таможенных платежах, пени №/У2021/0000657.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Балаклавского судебного района г. Севастополя вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по уплате таможенных платежей в размере 878600,87 руб., который отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений должника.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза)
Согласно Статье 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза сроки уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с Кодексом Союза, настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации. Таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых предусмотрены пунктом 8 статьи 104 Кодекса Союза, уплачиваются в сроки, установленные настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.
По общему правилу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца.
Исходя из положений пункта 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в указанный период, сроком уплаты таможенных платежей в отношении не вывезенного транспортного средства является ДД.ММ.ГГГГ - день истечения срока, в течение которого транспортное средство могло временно находиться на таможенной территории Таможенного Союза. Аналогичное регулирование установлено с ДД.ММ.ГГГГ пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 названного закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей установлен и частью 8 статьи 71 действующего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд. Приведенное толкование ранее было дано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Между тем, обращение таможенного органа к мировому судье с соответствующим заявлением имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трехлетнего пресекательного срока, который распространяется на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.
Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Стандартом 4.2 Киотской конвенции предусмотрено, что срок, в течение которого производится начисление применяемых пошлин и налогов, устанавливается в национальном законодательстве, начисление производится в возможно короткие сроки после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по уплате пошлин и налогов. На необходимость учета данных положений Киотской конвенции указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Оценив представленные доказательства в обоснование ходатайства о восстановлении срока, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи настоящего административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, таможенным органом представлено не было, и как следствие, срок подачи искового заявления пропущен таможенным органом без уважительных причин.
При этом суд отмечает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором таможенных платежей и своевременностью их взимания, у таможенного органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административным истцом не представлено доказательств отсутствия технической возможности формирования искового заявления и соответствующего перечня документов и невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей, пени, ходатайство Ростовской таможни о восстановлении срока на подачу административного иска не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░