Дело № 2а-696/2023
Решение
именем Российской Федерации
2 августа 2023 года г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Еремеевой А.А.,
при секретаре Балдиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области к Медведеву А.П. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области (далее по тексту – МИФНС № 15 по Оренбургской области) обратилась в суд с иском, указав, что на основании имеющихся у налоговых органов документов, полученных от ООО КБ Кольцо Урала, согласно представленной справке о доходах и суммах налога физического лица № <данные изъяты> от 8 февраля 2020 года за 2019 год, Медведевым А.П. за 2019 год получен доход в сумме 95 984,49 рублей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 12 478 рублей. Медведеву А.П. направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года, в соответствии с которым он обязан уплатить налог по НДФЛ в срок до 1 декабря 2020 года. Поскольку налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 12 478 рублей уплачен не был, налоговым органом была начислена пеня за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года в сумме 12,37 рублей. 9 декабря 2020 года Медведеву А.П. было направлено требование, в соответствии с которым он обязан уплатить налог и пеню по НДФЛ в срок до 19 января 2021 года. 23 декабря 2022 года Медведевым А.П. уплачен НДФЛ в сумме 8 320,40 рублей, в результате чего задолженность по налогу составляет 4 157,60 рублей, пени - 12,37 рублей. 19 декабря 2022 года мировым судьей судебного участка № 3 г. Гая Оренбургской области вынесено определение об отмене судебного приказа.
Просит суд взыскать с Медведева А.П. задолженность по обязательным платежам в общей сумме 4 169,97 рублей, из которых: недоимка по НДФЛ за 2019 год в размере 4 157,60 рублей, пени по НДФЛ за 2019 год в размере 12,37 рублей за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года.
Впоследствии административный истец исковые требования уточнил, указав, что в связи с имеющимся на 8 января 2023 года положительным сальдо по ЕНС, сумма в размере 4 157,60 рублей зачлась в задолженность по НДФЛ за 2019 год. Уменьшена пеня за период до конвертации в ЕНС 2 апреля 2023 года в размере 5,20 рублей
С учетом уточнений исковых требований просит суд взыскать с Медведева А.П. задолженность по обязательным платежам в общей сумме 7,17 рублей, из которых пени по НДФЛ за 2019 год в размере 7,17 рублей за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года.
В судебное заседание представители административного истца Межрайонной ИФНС № 15 по Оренбургской области, административный ответчик Медведев А.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
На основании ст. 150, ст. 152 Кодекса административного судопроизводства РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 1абз. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По смыслу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ право на обращение в суд с заявлением о взыскании с физического лица налога за счет имущества последнего имеет налоговый орган, направивший требование об уплате налогов, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.
Согласно п.1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
На основании ст. 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании имеющихся у налоговых органов документов, полученных от ООО КБ Кольцо Урала, согласно представленной справки о доходах и суммах налога физического лица № 4868 от 8 февраля 2020 года за 2019 год, Медведевым А.П. за 2019 год получен доход в сумме 95 984,49 рублей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным справки составляет 12 478 рублей (95 984,49 рублей х 13 %).
Медведеву А.П. направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года, в соответствии с которым он обязан уплатить налог по НДФЛ в срок до 1 декабря 2020 года.
Поскольку налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 12 478 рублей уплачен не был, налоговым органом была начислена пеня за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года в сумме 12,37 рублей.
В установленные законом сроки ответчиком не была произведена полная уплата налога на доходы физических лиц, в связи, с чем 9 декабря 2020 года Медведеву А.П. было направлено требование, в соответствии с которым он обязан уплатить налог и пеню по НДФЛ в срок до 19 января 2021 года.
23 декабря 2022 года Медведевым А.П. уплачен НДФЛ в сумме 8 320,40 рублей, в результате чего задолженность по налогу составляет 4 157,60 рублей, пени - 12,37 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов МИФНС № 15 по Оренбургской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Медведева А.П. недоимки по НДФЛ.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Гая Оренбургской области от 19 декабря 2022 года судебный приказ отменен.
С административным исковым заявлением в суд административный истец обратился 21 июня 2023года.
В связи с имеющимся на 8 января 2023 года положительным сальдо по ЕНС, сумма в размере 4 157,60 рублей зачлась в задолженность по НДФЛ за 2019 год. Уменьшена пеня за период до конвертации в ЕНС 2 апреля 2023 года в размере 5,20 рублей.
Таким образом, сумма задолженности по обязательным платежам составляет 7,17 рублей, из которых пени по НДФЛ за 2019 год в размере 7,17 рублей за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 года N 422-О отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 НК РФ). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ (п. 57 Постановления от 30 июля 2013 года N 57) пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Аналогичная позиция Президиума ВАС РФ приведена в п. 11 Обзора практики рассмотрения налоговых споров, утвержденного Президиумом ВАС РФ, Верховным Судом РФ и толкования норм законодательства о налогах и сборах, содержащегося в решениях Конституционного Суда РФ за 2013 год.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Из содержания вышеперечисленных требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, расчета пени, произведенного административным истцом, следует, что сумма пени в размере 7,17 рублей начислена на неуплаченный в срок НДФЛ за 2019 год в размере 4 157,60 рублей.
При этом в материалы дела представлены доказательств того, что недоимка по НДФЛ, на которую начислены пени в размере 7,17 рублей, была оплачена ответчиком добровольно.
Имеющиеся в материалах дела сведения подтверждают соблюдение МИФНС № 15 по Оренбургской области принудительного порядка взыскания недоимки по НДФЛ, на который начислены пени, в связи с чем требования о взыскании пени являются законными и обоснованными.
Расчет задолженности по НДФЛ обоснован налоговым органом и признается судом правильным.
Административным ответчиком иного расчета задолженности не представлено.
При этом суд также учитывает следующие положения налогового законодательства.
В соответствии с положениями п.п. 2,3,4 ст.11.3 Налогового кодекса РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в материалы дела не представлено доказательств внесения Медведевым А.П. денежных средств в счет уплаты пени по НДФЛ, которые зачлись бы в Едином налоговом счете для погашения задолженности по пени в размере 7,17 рублей за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года.
Срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
Учитывая, что нарушений при начислении налога на доходы физических лиц и пени со стороны налогового органа допущено не было, обязанность должника по уплате пени за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года не исполнена в полном размере, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца задолженность по обязательным платежам в общей сумме 7,17 рублей, из которых пени по НДФЛ за 2019 год в размере 7,17 рублей за период с 1 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 7,17 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 7,17 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.