Адм. дело №2а-300/2023
УИД 68RS0010-01-2023-000382-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кирсанов 12 мая 2023 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Трифоновой А.Ю.,
при секретаре Пятахиной О.А., с участием помощника Кирсановского межрайонного прокурора Протасова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Кирсановского межрайонного прокурора Лысикова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности Кирсановского межрайонного прокурора Лысиков А.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указал, что Кирсановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о газоснабжении и принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения. В ходе проверки было установлено, что на территории Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области находятся бесхозяйные объекты газоснабжения: газопровод к жилым домам №<адрес> <адрес>, протяженностью 1785,0 м, введенный в эксплуатацию в 1991 году; уличный наземный газопровод низкого давления по <адрес>, протяженностью 670,0 м, введенный в эксплуатацию в 1999 году.
Право муниципальной собственности на указанные газопроводы администрацией Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области не зарегистрировано, меры по постановке бесхозяйных объектов газоснабжения на учет не предпринимались.
Просит признать незаконным бездействие администрации Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и обязать в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять соответствующие меры.
Определением Кирсановского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГг. указанные административные исковые требования прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании помощник Кирсановского межрайонного прокурора Протасов М.Г. заявленные требования поддержал, изложив позицию, указанную в административных исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика администрации Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным закономвопросов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Минэконмразвития России от 10 декабря 2015г. №931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п.5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Вместе с тем, постановка объекта на учет в качестве бесхозяйного не предопределяет будущего собственника этого объекта и не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по последующему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
Судом установлено, что по результатам проверки Кирсановской межрайонной прокуратуры на территории Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области выявлен газопровод к жилым домам №<адрес> <адрес>, протяженностью 1785,0 м, введенный в эксплуатацию в 1991 году, и уличный наземный газопровод низкого давления по <адрес>, протяженностью 670,0 м, введенный в эксплуатацию в 1999 году, которые предназначены для обеспечения газоснабжения населения, проживающего на территории данного муниципального образования.
Спорные объекты системы газоснабжения не являются объектами муниципальной собственности, не закреплены за кем-либо, на балансе муниципальных предприятий не состоят, их собственники не определены.
Возражений относительно заявленных требований административным ответчиком не представлено.
Таким образом, бездействие администрации Калаисского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта, создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций и ставит под угрозу бесперебойное и безопасное газоснабжение населения.
При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с установленным законом порядком для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей требуется значительное время, то в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ срок выполнения возложенной обязанности административному ответчику следует установить до ДД.ММ.ГГГГ, который суд признает разумным, справедливым и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ №<░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 1785,0 ░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 1991 ░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 670,0 ░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 1999 ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░