Дело № 2а-5723/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Хромовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №1 по Красноярскому краю к А1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №1 по Красноярскому краю обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Андриеш В.В. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, транспортному налогу, мотивируя свои требования тем, что Андриеш В.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России №27 по Х. На основании сведений поступающих в налоговый орган от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств административному ответчику на праве собственности принадлежали автотранспортные средства ВАЗ21013 государственный регистрационный знак У, дата регистрации с 12.11.2013г. по 20.02.2014г.; TOYOTA COROLA LEVIN государственный регистрационный знак У, дата регистрации с 14.01.2014г. по 19.09.2014г.. Кроме того, на основании сведений, поступающих в налоговый орган от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, административному ответчику на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Х, участок находится примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на юго-восток, кадастровый номер У, дата регистрации с 11.04.2014г. по 18.11.2014г.. Налоговые обязательства административного ответчика по транспортному налогу за 2014 год составили 1 141,88 рублей и 360 рублей, по земельному налогу за 2014 год составили 737 рублей. Поскольку исчисленная задолженность административным ответчиком не погашена, налоговым органом сформировано требование №38776 об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 1 501,88 рублей, земельного налога за 2014 год в сумме 737 рублей. Неуплата в установленный сок налога является основанием для начисления пени, в связи с чем, административному ответчику начислены пени по транспортному налогу за 2014 год, за период с 01.10.2015г. по 22.10.2015г., в сумме 9,27 рублей; по земельному налогу за 2014 год, за период с 02.10.2015г. по 22.10.2015г., в сумме 4,27 рублей. Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа №38776 от 22.10.2015г., налогоплательщику необходимо уплатить транспортный налог и земельный налог с физических лиц в срок до 28.01.2016г., следовательно, срок принудительного взыскания в приказном порядке в соответствии со ст.48 НК РФ истек 28.07.2019 года. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по налогу с Андриеш В.В. на общую сумму 2 252,42 рублей. Определением от 15.09.2022 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки и пени по налогу было отказано. Поскольку в установленный законом срок вышеназванные требования административным ответчиком не исполнены, административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит восстановить срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением, взыскать с Андриеш В.В. в доход государства: транспортный налог с физических лиц за 2014 год в сумме 1 501,88 рублей, пени за неуплату транспортного налога в сумме 9,27 рублей; земельный налог с физических лиц за 2014г. в сумме 737 рублей, пени за неуплату земельного налога в сумме 4,27 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Красноярскому краю не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Андриеш В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не заявлял.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 3 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
На основании ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В силу ч. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 363 НК РФ, в редакции на момент возникновения спорных отношений, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.1 ст.362 НК РФ, исчисление транспортного налога налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, производится налоговым органом.
В силу п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Ставки транспортного налога указаны в ст. 2 Закона Красноярского края «О транспортном налоге».
Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На основании п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п.1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации
В соответствии с п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося соответствующим налоговым периодом. Налоговый период признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абз. 2 данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как установлено судом, административному ответчику на праве собственности в 2014 году принадлежали автотранспортные средства ВАЗ21013, государственный регистрационный знак У, TOYOTA COROLA LEVIN государственный регистрационный знак У, а также, земельный участок, расположенный по адресу: Х, участок находится примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на юго-восток, кадастровый номер У.
Административному ответчику налоговым органом были направлены налоговые уведомления № 982527 от 10.04.2015 года об уплате земельного налога за 2014г. в размере 737 рублей; №604036 от 11.01.2015г. об уплате транспортного налога за 2014г. в размере 1 501,88 рублей.
В связи с тем, что к установленному законом сроку налоговые обязательства налогоплательщиком не выполнены, начислены пени и в адрес Андриеш В.В. выставлено требование № 38776 по состоянию на 22 октября 2015 года об уплате транспортного налога, земельного налога за 2014г. в размере 2 238,88 рублей, пени в размере 19,93 рублей, сроком уплаты до 28 января 2016 года.
Поскольку в добровольном порядке задолженность по транспортному налогу, земельному налогу и пени административным ответчиком погашена не была, 15 сентября 2022 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 68 в Октябрьском районе г.Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогу с Андриеш В.В.. Определением от 15.09.2022 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки и пени по налогу с Андриеш В.В. было отказано, в связи с истечением срока для обращения в суд.
С рассматриваемым административным иском налоговый орган обратился в суд 06 апреля 2023 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный истец обратился к мировому судьей с пропуском установленного законодательством срока для обращения в суд с даты истечения самого раннего требования, равно и с указанным административным исковым заявлением, по истечению установленного законодательством шестимесячного срока для обращения в суд, доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом срока на обращение в суд, налоговым органом не представлено.
Более того, суд учитывает, что административный истец является органом контроля, обладающим властными полномочиями, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию обязательных платежей, ввиду чего, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении процессуального срока, при том, что доказательств уважительности пропуска указанного срока суду не представлено.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, несоблюдение Межрайонной ИФНС России №1 по Красноярскому краю установленных налоговым законодательством сроков взыскания обязательных платежей, является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.09.2023░.