УИД 53RS0003-01-2023-000659-48
Дело № 2а-548/2023
Решение
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года с. Марёво Новгородской области
Валдайский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием заместителя прокурора Марёвского района Новгородской области Корнеева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Марёвского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Марёвского муниципального округа Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Марёвского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Марёвского муниципального округа о признании бездействия административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Марёвского муниципального округа незаконным и не соответствующим действующему законодательству и обязании совершить определенные действия, а именно: не позднее 1 года и 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - пожарного водоема, расположенного по адресу: <адрес>, ПВ-20 м.куб.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Марёвского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Марёвского муниципального округа. Установлено, что пожарный водоём, расположенный по вышеназванному адресу, указан в Реестре источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории Марёвского муниципального округа, утвержденном постановлением Администрации Марёвского муниципального округа от 21 октября 2021 года №, собственников не имеет, в муниципальную собственность не оформлен.
В судебном заседании заместитель прокурора Корнеев Д.А. административные исковые требования поддержал, по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя Администрации Марёвского округа, административные исковые требования полностью признал.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности — это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Первичные меры пожарной безопасности являются частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов местного значения муниципального округа, к которым, в том числе, в соответствии пунктом 10 части 1 указанной статьи, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в граница муниципального округа.
На основании статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Аналогичные требования установлены п. 75. Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, - органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из смысла ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с п. «3» ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №г 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» определен единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 5 Приказа № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из приведенной нормы следует, что бесхозяйные недвижимые вещи должны приниматься на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, только по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановлением Администрации Марёвского муниципального округа от 21.10.2021 № утвержден Реестр источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории Марёвского муниципального округа в соответствии с которым на территории Марёвского муниципального округа находятся 125 источников пожарного водоснабжения (в том числе пожарные водоемы).
В судебном заседании установлено, что пожарный водоем в <адрес>, ПВ-20 м. куб., указанный в Реестре источников под № на территории Марёвского муниципального округа собственников не имеет, в муниципальную собственность не оформлен.
Указанный пожарный водоем относится к пожарным водоемам наливного типа, представляет собой емкость в земле, предназначенную для заполнения водой, перемещение которой без несоразмерного ущерба её назначению невозможно.
Отсутствие собственника объектов пожарных водоемов влечет обязанность Администрации Марёвского муниципального округа по постановке такого объекта на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации как бесхозяйного недвижимого имущества.
Неисполнение Администрацией Марёвского муниципального округа обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимых вещей (пожарных водоемов) и по последующему принятию таких объектов в муниципальную собственность свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений Федерального закона №131-Ф3 и ч. 3 ст. 225 ГК РФ, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью людей.
К полномочиям администрации Марёвского муниципального округа, на территории которого расположено недвижимое имущество, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, расположенных на территории поселений. Поскольку бесхозяйные вещи в силу ст. 225 ГК РФ принимаются на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и административным ответчиком не представлено доказательств того, что вышеуказанные пожарные водоемы имеют собственника, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии ч.1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в том числе с административным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о праве граждан на благоприятную среду обитания, в защиту интересов неопределенного круга лиц, те есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Марёвского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Выявленные нарушения действующего законодательства существенно нарушают права неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, на благоприятную среду обитания, ставят под угрозу безопасность их жизни и здоровья, могут явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, необходимые условия и сроки организации проведения работы с соблюдением требований действующего федерального законодательства, устанавливает срок исполнения - в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░-20 ░. ░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ 3 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.