Мотивированное решение суда изготовлено 03 мая 2023 года
Дело № 2а-141/2023
УИД 52RS0052-01-2023-000161-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Тоншаево 03 мая 2023 года
Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Дёминой О.А.,
при секретаре судебного заседания Горовцовой Н.А.,
с участием помощника прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Антакова Ю.В.,
представителя административного истца ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области по доверенности Березина А.П., административного ответчика Баранова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области к Баранову А.А. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
В Тоншаевский районный суд Нижегородской области поступило административное исковое заявление ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Баранова А.А.
В обоснование заявленных требований указано, что Баранов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Починковским районным судом Нижегородской области по ст. 314.1 ч. 1 УК РФ – 4 месяца лишения свободы в ИК общего режима.
Ранее неоднократно судим:
- ДД.ММ.ГГГГ Домодедовским городским судом Московской области по ст. 158 ч. 3 п. «а» (10 эпизодов) УК РФ; ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч. 3 п. «а» (3 эпизода) УК РФ; ст. 69 ч. 3 УК РФ – 3 года 8 месяцев лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания.
- ДД.ММ.ГГГГ Починковским районным судом Нижегородской области по ст. 314.1 ч. 1 УК РФ – 4 месяца лишения свободы. Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ установлен административный надзор на 8 лет. ДД.ММ.ГГГГ освободился по отбытии срока наказания.
Начало срока: ДД.ММ.ГГГГ.
Конец срока: ДД.ММ.ГГГГ.
В ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области отбывает наказание с ДД.ММ.ГГГГ.
Конец срока отбытия наказания Баранова А.А. – ДД.ММ.ГГГГ.
Зная об установленных ограничениях, поднадзорное лицо без согласования с органом внутренних дел по месту жительства (пребывания) неоднократно нарушал установленные судом ограничения, за которые привлечен к уголовной ответственности.
Содержась в СИЗО, нарушения режима содержания не допускал.
В период отбытия срока наказания в ИК-4 нарушений и поощрений не имеет. В настоящее время не трудоустроен. В конфликтных ситуациях замечен не был. Дружеские отношения в коллективе отряда поддерживает с различно настроенной частью осужденных. На мероприятия воспитательного характера и разъяснение требований режима содержания реагирует слабо. Связь с родственниками не поддерживает. Вину в совершенном преступлении признал полностью, в содеянном раскаивается.
После освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, для профилактики и предотвращения новых преступлений, административный истец просит установить административный надзор в отношении Баранова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих ограничений:
- запретить пребывание вне жилого, иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 06 часов утра следующего дня в нерабочее время;
- два раза в месяц являться для регистрации в Отдел МВД России по месту жительства либо пребывания;
- не выезжать за пределы постоянного места жительства либо пребывания в нерабочее время без разрешения Отдела МВД России по месту жительства либо пребывания.
Участвующий в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представитель административного истца по доверенности Березин А.П., поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Баранов А.А., участвующий в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, возражал относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагал, что установление административного надзора на срок 8 лет является слишком длительным.
Помощник прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Антаков Ю.В. считал заявленное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, просил, с учетом представленных в дело доказательств, установить в отношении Баранова А.А. административный надзор.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения явившихся лиц, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Согласно п. 2, 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Письменными материалами дела установлены следующие обстоятельства.
Баранов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Осужден ДД.ММ.ГГГГ Починковским районным судом Нижегородской области по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Ранее судим:
- ДД.ММ.ГГГГ Починковским районным судом Нижегородской области по ст. 158 ч. 3 п. а (3 эпизода), ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч. 2 п. б, ст. 158 ч. 1, ст. 158 ч. 2 п. в УК РФ, на основании ст. 69 ч. 3, 74 ч. 5, ст. 70 ч. 1,3,4 УК РФ (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы;
- ДД.ММ.ГГГГ Починковским районным судом Нижегородской области по ст. 158 ч. 2 п. а,б УК РФ, на основании ст. 69 ч. 5 УК РФ к 3 годам 9 месяцам лишения свободы. Освобожден по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ Домодедовским городским судом Московской области по ст. 158 ч. 3 п. а (10 эпизодов), ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч. 3 п. а (3 эпизода) УК РФ, в силу ст. 69 ч. 3 УК РФ к 3 годам 8 месяцам лишения свободы. Освобожден по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ Починковским районным судом Нижегородской области по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы. Освобожден по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением Варнавинского районного суда Нижегородской области установлен административный надзор на срок 8 лет.
Приговором Домодедовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Баранов А.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, которые уголовным законом отнесены к категории тяжких преступлений, при этом в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.
На момент рассмотрения настоящего административного дела судимость по приговору Домодедовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ не снята и не погашена в установленном законом порядке.
Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Баранову А.А. установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания по приговору Домодедовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В период нахождения под административным надзором Барановым А.А. совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ (преступление небольшой тяжести), за совершение которого приговором Починковского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 месяца.
В связи с осуждением Баранова А.А. к реальному лишению свободы ранее установленный в отношении него административный надзор прекращен в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ.
Таким образом, Баранов А.А., совершивший преступления при опасном рецидиве, а также имеющий непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен месту отбывания наказания, подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административных надзор на основании п. 2, 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в связи с чем заявленные административным истцом требования об установлении в отношении Баранова А.А. административного надзора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя срок административного надзора, суд исходит из того, что Баранов А.А. осужден за совершение преступления при опасном рецидиве, относившегося на момент его совершения к категории тяжких преступлений, а также за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, которое на момент его совершения относилось к категории преступлений небольшой тяжести, и с учетом срока, установленного для погашения судимости за совершение тяжких преступлений (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), а также срока, установленного для погашения судимости за совершение преступлений небольшой тяжести (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), в отношении Баранова А.А. административный надзор подлежит установлению на срок восемь лет.
При этом суд полагает необходимым отметить, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормами ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из разъяснений, изложенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Судом на основании устных пояснений Баранова А.А. в судебном заседании, а также справки, представленной исправительным учреждением, установлено, что после освобождения Баранов А.А. намерен проживать по адресу: <адрес>.
В соответствии с характеристикой на осужденного, отбывающего наказание в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области, от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Баранов А.А. отбывает срок наказания, назначенный судом, в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ. Содержится в карантинном отделении. В настоящее время не трудоустроен. Выполняет работы по благоустройству отряда и прилегающей к ней территории, но неохотно. Имеет среднее образование. В настоящее время не обучается. Требования режима содержания соблюдает. За отбытый срок в местах лишения свободы нарушений режима содержания не допустил. Поощрений со стороны руководства учреждения не имеет. Дружеские отношения в коллективе отряда поддерживает с различно настроенной частью осужденных. На мероприятия воспитательного характера и разъяснения требований режима содержания реагирует слабо. В коллективе отряда уживчив. В отношениях с представителями администрации вежлив. По характеру: общительный, хитрый, самостоятельный, активный, спокойный. В свободное время занимается просмотром телепередач. Материального иска не имеет. С родственниками отношения не поддерживает. Санитарно-гигиенические требования выполняет. Вину в совершенном преступлении признал полностью, в содеянном раскаивается. Осужденный Баранов А.А. администрацией исправительного учреждения характеризуется удовлетворительно.
На основании изложенного, с учетом данных о личности Баранова А.А. суд полагает целесообразным установить в отношении него следующие административные ограничения:
запретить поднадзорному пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов следующих суток;
запретить выезд за пределы Нижегородской области;
обязать поднадзорного являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц.
Данные административные ограничения, установленные Баранову А.А. на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия, с учетом конкретных обстоятельств дела, личности административного ответчика и его характеризующих данных, а также степени общественной опасности и категории тяжести совершенного им преступления.
Между тем, в силу положений Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Баранов А.А., как поднадзорное лицо, впоследствии при наличии и (или) изменении у него соответствующих обстоятельств, вправе обращаться в суд с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений, а также обращаться в органы внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в связи с исключительными личными обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1-5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и статьями 180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 8 (░░░░░░) ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22:00 ░░░░░ ░░ 06:00 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░