2а-2803/2024
86RS0002-01-2024-001550-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2024 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Атяшева М.С., при секретаре судебного заседания Шипуль Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы ВКС связи административное дело № 2а-2803/2024 по административному исковому заявлению Шадрина А. А.ича к ФКУ «СИЗО №1» УФСИН России по ХМАО-Югре, ФСИН России, УФСИН России по ХМАО-Югре, заинтересованные лица – Министерство финансов РФ, УФК по ХМАО-Югре, о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Шадрин А.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО – Югре, в котором просит признать незаконным и нарушающим его конституционные права гарантированные Конституцией РФ действия (бездействие) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО – Югре, выразившиеся в нарушении тайны переписки, взыскать в его пользу компенсацию в размере 50 000 руб. В обоснование требований указано на то, что в период пребывания Шадрина А.А. в ФКУ СИЗО – 1 им направлялись обращения в различные государственные органы, в том числе в прокуратуру, УМВД по ХМАО-Югре, СУ СК по ХМАО-Югре, СУ СК по Тюменской области, ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России, УОМСО ФСИН России, на которые поступали ответы на имя административного истца. Все поступившие ответы были вскрыты администрацией СИЗО-1, поставлены печати канцелярии СИЗО-1, ответы были переданы без конвертов.
На основании определения судьи от 19.03.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказания России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Управление федерального казначейства по ХМАО – Югре.
В ходе судебного заседания, проводимого в соответствии со статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с использованием видеоконференц-связи при содействии ФКУ ИК- 15 ГУФСИН России по Челябинской области, административный истец на доводах административного иска настаивал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО – Югре Сабирджанова Д.Ю., с доводами административного иска не согласилась, полагая их необоснованными, ссылаясь на положения ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и приказа ФСИН от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в соответствии с которыми переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре, процедура регистрации поступающих на имя лиц, содержащихся под стражей писем, установлена законом.
Представители административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по ХМАО – Югре в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела административные ответчики извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела заинтересованные лица извещены, представитель Управления Федерального казначейства по ХМАО-Югре Бондаренко Н.А., действующая на основании доверенности, до начала судебного заседания представила письменные отзыв, в котором просила исключить УФК по ХМАО-Югре из участия в административном деле, поскольку при разрешении спора их права и законные интересы не могут быть затронуты.
Представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по ХМАО – Югре, представитель заинтересованных лиц об отложении дела не просили и доказательства уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая надлежащее извещение, а так же, что суд не признал явку представителей административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по ХМАО – Югре и заинтересованных лиц обязательной, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО – Югре, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В законодательстве Российской Федерации закреплено право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о компенсации).
Законом о компенсации были внесены дополнения в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что Шадрин А.А. арестован 24.07.2021 как обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации. Приговором Нижневартовского районного суда города Покачи от 25.04.2022 был осужден по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 10.05.2022 Шадрин А.А. убыл в распоряжение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области
В судебном заседании также установлено, что в период рассмотрения судом уголовного дела в отношении Шадрина А.А., последний содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по ХМАО-Югре.
Основанием для обращения Шадрина А.А. в суд с настоящим административным иском явилось нарушение его права в период нахождения в ФКУ СИЗО – 1 на тайну переписки, которая неоднократно нарушалась администрацией СИЗО-1, путем вскрытия и регистрации писем, поступающих административному истцу.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон) относится к числу таких законодательных актов, которые в установленном порядке ограничивают право на тайну переписки определенной категории граждан, к которой относится заявитель.
Согласно положениям части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Согласно части 2 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса.
Из части первой статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" также следует, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 статьи 20 названного Федерального закона, переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
Как следует из материалов дела, за время содержания Шадрина А.А. под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре им направлялись обращения в государственные органы, а именно:
в прокуратуру города Нижневартовска ХМАО-Югры об обжаловании действия должностных лиц филиала МЧ № 11 ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России;
в ФКУЗ МСЧ-72 ФСИН России по вопросам оказания медицинской помощи;
в УМВД России по ХМАО-Югре о совершении противоправных действий со стороны сотрудников ЦПЭ УМВД России по ХМАО-Югре;
в Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России по вопросам оказания медицинской помощи;
в прокуратуру ХМАО-Югры о несогласии с результатами обыска в жилище и другим вопросам;
в Следственное управление по Тюменской области (перенаправленное в Следственное управление по ХМАО-Югре) о проверке соблюдения сотрудниками УМВД России по г. Нижневартовску требований федерального законодательства в ходе производства следственных действий, ОРМ.
В ответ на указанные обращения, на имя начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН ХМАО-Югры для вручения Шадрину А.А. направлялись ответы на его обращения, на которых канцелярией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре проставлялся штамп с отметкой о дате поступления и входящий номер
В пункте 135 Приказа Минюста России от 04.07.2022 №110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 № 69157) Получаемые и отправляемые осужденными к лишению свободы письма, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности) с использованием информационных терминалов (при их наличии), почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма (в том числе в электронном виде), почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке и требуют перевода - не более семи рабочих дней.
Цензура корреспонденции - это проверка содержания входящей и исходящей переписки осужденных, в целях обнаружения в ней сведений, имеющих значение для решения задач борьбы с преступностью, путем изучения указанной корреспонденции специальным сотрудником. При этом целью цензуры является запрет или ограничение каким-либо образом такой переписки.
При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
По мнению Шадрина А.А. вся поступавшая на его имя судебная корреспонденция в ФКУ СИЗО-1 по ХМАО-Югре, в нарушение требований статьи 23 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 15 УИК РФ, подвергалась цензуре, так как конверты с судебными документами вскрывались и на них проставлялась печать канцелярии.
Доводы административного истца о том, что подобные документы цензуре не подлежат, со стороны административных ответчиков имеет место нарушение тайны переписки, основаны на неправильном понимании фактических обстоятельств дела, а также положений части 4 статьи 15 УИК РФ.
Следуя буквальному толкованию данных положений, действующее законодательство гарантирует недопустимость цензуры применительно к предложениям, заявлениям, ходатайствам и жалобам осужденных, адресованных в указанные в ч. 4 ст. 15 УИК РФ органы, к числу которых вышеперечисленные административным истцом документы не относятся.
Кроме того, несмотря на вскрытие конвертов и на передачу подлинников писем Шадрину А.А. в открытом виде, фактически цензуре они не подвергались, наличие штампов регистрации входящей корреспонденции на данных документах, что предусмотрено положениями Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 10.08.2011 года № 463, об этом не свидетельствует. Существующий порядок регистрации корреспонденции, адресованной осужденным, не может рассматриваться как нарушение их права на переписку, поскольку является лишь механизмом реализации этого права. При этом судом установлено, что администрацией не предпринимались меры каким-либо образом запрещать или ограничивать такую переписку.
Довод административного истца о том, что сам факт вскрытия конвертов свидетельствует о нарушении действующего законодательства со стороны административного ответчика, является несостоятельным, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 101 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 463, все поступившие документы независимо от способа их доставки (за исключением обращений граждан, телефонограмм, личной переписки, печатных изданий и справочных документов) после предварительного рассмотрения подлежат обязательной централизованной регистрации в день поступления службой делопроизводства. Поступившие документы регистрируются самостоятельной порядковой нумерацией в пределах календарного года в журнале учета входящих документов (приложение N 14) или в электронной базе данных, в которые включаются основные реквизиты поступающих документов. В случае поступления документов в нерабочий день они регистрируются на следующий рабочий день.
В силу пункта 102 названной Инструкции факт регистрации входящего документа подтверждается регистрационным штампом, который оформляется службой делопроизводства.
Вручение писем Шадрину А.А. без оболочек почтовых конвертов с проставленными печатями канцелярии СИЗО-1 не может само по себе свидетельствовать о нарушении прав административного истца и действующего законодательства, поскольку все ответы на обращения были ему вручены, что им не оспаривается, какие-либо неблагоприятные последствия в результате не вручения оболочек почтовых конвертов для административного истца не наступили.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Шадрина А.А. о признании незаконными действий административных ответчиков, выраженных в цензуре поступавших на его имя ответов на обращения, и как следствие нарушение тайны переписки являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░ ░ ░░░ «░░░░ №1» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░ ░░░░-░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░