Административное дело № 2а-180/2020
УИД 43RS0043-01-2020-000162-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Яранск Кировской области |
25 марта 2020 года |
Яранский федеральный районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Швецовой М.В.,
при секретаре Плотниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шабаловой М.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Кировской области о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Шабалова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Кировской области о признании недействительным решения о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование административного иска указано, что в мае <данные изъяты> года Шабалова М.В. купила автомобиль <данные изъяты>, в декабре <данные изъяты> года продала его по договору купли-продажи за 30 000 руб. При этом новый собственник поставил автомобиль на учет только в январе <данные изъяты> года. Доход от продажи автомобиля не получила, поскольку автомобиль продала намного дешевле, чем купила.
Налоговую декларацию в срок не сдала, ибо полагала, что сдавать декларацию от продажи автомобиля стоимостью меньше 250 000 руб. не надо, поскольку доход от продажи не получила.
Об обязанности по сдаче декларации узнала только по истечению срока ее предоставления, <ДД.ММ.ГГГГ>.
15.10.2019 административным ответчиком в отношении административного истца вынесено решение № 408 о привлечении последней к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации 3 НДФЛ, которое ею обжаловано в УФНС России по Кировской области, которым 04.03.2020 принято решение об отказе в удовлетворении жалобы.
С решением от 15.10.2019 № 408 о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения не согласна, считает, что обязанность по представлению налоговой декларации исполнила, в связи с чем просит признать его недействительным полностью.
Административный истец Шабалова М.В. в судебное заседание не явилась по заявлению от <ДД.ММ.ГГГГ>, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, при этом указала, что на исковых требованиях настаивает в полном объеме (л.28).
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Кировской области Феофилактов В.А. в судебное заседание не явился по заявлению от <ДД.ММ.ГГГГ>, в котором указал, что в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции, а также в соответствии с приказом ФНС России от 17.03.2020 № ЕД-7-10/163@ «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», учитывая постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808 просил рассмотреть дело по существу в свое отсутствие (л.д.66-68).
Ранее направил в суд письменные возражения от <ДД.ММ.ГГГГ>, в которых просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку административным истцом Шабаловой М.В. нарушен срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год.
Так камеральной налоговой проверкой установлено, что автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, дата регистрации права – <ДД.ММ.ГГГГ>, продан в <данные изъяты> году, деньги за который получены в <данные изъяты> году, то есть налогоплательщиком получен доход от продажи имущества принадлежавшего ему менее трех лет, который подлежит декларированию в общеустановленном порядке.
Соответственно, 15.10.2019 налоговым органом принято решение № 408 о привлечении последней к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 500 руб., уменьшенного в 2 раза с учетом положений п. 3 ст. 114 НК РФ, на которое последней подана жалоба в УФНС России по Кировской области, на основании решения от 04.03.2020 № 06-15/03501 жалоба оставлена без удовлетворения.
Относительно доводов заявителя Шабаловой М.В., указывающей на совершение правонарушения по незнанию закона, инспекция считает, что анализ вышеуказанных норм налогового законодательства Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что закон исходит из того, что заинтересованному лицу надлежит действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать и при принятии решения учитывать возможные последствия своих действий (бездействия), поэтому незнание установленных законом обязанностей, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия), нарушение требований закона ввиду его положений не освобождает виновное лицо от ответственности за это (л.д.22-27).
На основании ст. 150 КАС РФ, учитывая постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808 об упреждении распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), а также сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории, дело рассмотрено в отсутствие сторон по их заявлениям.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
Пунктом 1 ст. 23 НК РФ в числе прочего предусмотрено, что налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4).
В соответствии с п.1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подп.2 п.1 ст. 208 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от реализации в Российской Федерации имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
Из п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ следует, что объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подп.2 п.1, п.п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 17.1 ст. 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Данные физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Исходя из п.п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
В судебном заседании установлено, что Шабалова М.В. являлась собственником автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, VIN № <...>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права – <ДД.ММ.ГГГГ>, дата прекращения права – <ДД.ММ.ГГГГ>, в связи со сменой собственника, что подтверждается сведениями из внутриведомственной базы данных ИФНС № 5 по Кировской области (л.д.63), сведениями РЭО ГИБДД МО МВД России «Яранский» от <ДД.ММ.ГГГГ>, полученных по запросу суда (л.д.70), а также письменными пояснениями административного истца Шабаловой М.В. из которых следует, что вышеуказанный автомобиль продан ею в <данные изъяты> году, вместе с тем новый собственник поставил транспортное средство на учет только в январе <данные изъяты> года, при этом подтвердила, что денежные средства от продажи автомобиля получены ею в <данные изъяты> году (л.д.38).
Следовательно, продажа указанного автомобиля должна была быть отражена в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за <данные изъяты> год.
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Абзацем 2 п. 5 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Абзацем 2 ч. 1 ст. 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В данном случае продажа административным истцом Шабаловой М.В. в декабре <данные изъяты> года автомобиля, находившегося в её собственности менее трех лет, повлекла обязанность представить налоговую декларацию не позднее <ДД.ММ.ГГГГ> – первый после 30 числа рабочий день, поскольку, как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году», выходной день с субботы 28 апреля перенесен на понедельник 30 апреля.<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес административного истца Шабаловой М.В. административным ответчиком направлено уведомление № <...> о непредставлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в связи с прекращением права собственности на легковой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, VIN № <...>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права <ДД.ММ.ГГГГ>, дата прекращения права <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.37).
Оснований для освобождения административного истца Шабаловой М.В. от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу, установленных ст. 227.1 НК РФ, не имелось.
Вместе с тем в нарушение требований ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за период <данные изъяты> года административным истцом Шабаловой М.В. представлена в налоговый орган только <ДД.ММ.ГГГГ>, что подтверждается отметкой налогового органа о регистрации за № <...>, в которой отражено, что налогоплательщиком Шабаловой М.В. получен доход от реализации легкового автомобиля находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения объектом (дата регистрации – <ДД.ММ.ГГГГ>, дата снятия – <ДД.ММ.ГГГГ>), при этом сумма дохода от продажи автомобиля в представленной им налоговой декларации 3-НДФЛ за <данные изъяты> год указана 30 000 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации, составила 0 руб. (л.д.14-16, 31-36), и не оспаривается ею.
В период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> административным ответчиком в отношении Шабаловой М.В. проведена камеральная проверка, основанием для проведения которой явилась вышеназванная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за <данные изъяты> год, представленная последней, как указано выше, <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.43-47).
В соответствии с п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе, в том числе, проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
При этом, согласно п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В силу ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст. 88 НК РФ на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится камеральная налоговая проверка.
На основании п.п. 2, 3, 5 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абз.2 п. 1 ст. 100).
В соответствии с п.7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно п.1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл.гл.16 и 18 настоящего Кодекса.
В силу ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Согласно ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
По результатам камеральной проверки, проведенной в отношении административного истца Шабаловой М.В. установлено, что последняя несвоевременно представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за налоговый период <данные изъяты> год от продажи транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, который находился в ее собственности менее 3-лет, о чем составлен соответствующий Акт налоговой проверки от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...> (л.д. 43-47).
Поскольку административный истец Шабалова М.В. нарушила срок подачи декларации о доходах физических лиц за <данные изъяты> год, решением МРИ ФНС № 5 по Кировской области от 15.10.2019 № 408 последняя на основании ч. 1 ст. 119 НК РФ привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере пяти процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб. При этом при принятии вышеуказанного решения налоговый орган принял во внимание, что Шабаловой М.В. в связи с несвоевременным представлением налоговой декларации 3-НДФЛ за 2017 год, не причинен ущерб бюджету, что является смягчающим обстоятельством, следовательно, руководствуясь п. 1 ст. 112 НК РФ и п. 3 ст. 114 НК РФ, размер налоговых санкций снижен в 2 раза, от предъявленной суммы, что составило – 500 руб. (л.д.53-57).
Не согласившись с решением МРИ ФНС № 5 по Кировской области от 15.10.2019 № 408 Шабалова М.В. направила в Управление ФНС по Кировской области жалобу на вышеуказанное решение о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения по акту проверки от 20.08.2019 № 355, по результатам рассмотрения которой 04.03.2020 Управлением принято решение № 06-15/03501Д об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения, поскольку инспекцией сделан правомерный вывод о наличии в действиях Шабаловой М.В. состава административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ (л.д.12-13,61-62).
Исходя из оспариваемого решения, при назначении наказания по п. 1 ст.119 НК РФ, административный ответчик – налоговый орган учел положения п. 1 ст. 112 НК РФ и п. 3 ст. 114 НК РФ, а именно – отсутствие негативных последствий для бюджета, в связи с чем уменьшил размер штрафа в два раза – до 500 руб.
В силу ст. 62 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, вместе с тем таких доказательств административным истцом не представлено.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности, с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих спорные правоотношения, суд признает оспариваемое решение о привлечении Шабаловой М.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.10.2019 № 408 законным и обоснованным, принятым надлежащим органом в пределах его компетенции, без нарушения процедуры, установленной налоговым законодательством, а также не нарушающим прав и интересов административного истца, обязанного представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу в установленном порядке, при этом учтены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, соответственно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 5 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.10.2019 № 408 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2020 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░. 2 ░░. 92 ░░░ ░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ – 28 ░ 29 ░░░░░ 2020 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░