УИД: 45RS0002-01-2022-000519-26
Дело № 2а-487/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белозерское 27 октября 2022 г.
Белозерский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,
при секретаре Жевлаковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Белозерского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей. В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой Белозерского района проведена проверка соблюдения законодательства о перевозках пассажиров и багажа в ходе которой установлено, что постановлением администрации Белозерского района Курганской области от 14.01.2016 № 10 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Белозерском районе. Согласно постановлению в реестр включено 14 муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Белозерском районе. По информации администрации Белозерского муниципального округа в настоящее время из 66 населенных пунктов Белозерского муниципального округа автобусное сообщение организовано в 26 населенных пунктов. В 40 населенных пунктах автобусное сообщение отсутствует. Администрацией Белозерского района объявлялся открытый конкурс на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом, по результатам которых заключено 4 договора на обслуживание 4 маршрутов. При этом, в нарушение требований федерального законодательства администрацией Белозерского муниципального округа действенных мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Белозерского муниципального округа Курганской области по муниципальным маршрутам регулярных перевозок: «Белозерское-Лихачи», «Белозерское - Новозаборка», «Белозерское - Пьянково», «Белозерское – Усть - Суерское», «Белозерское - Скаты», «Белозерское - Орловка», «Белозерское - Березовский», «Белозерское - Большой Камаган», «Белозерское – Нижнетобольное - Раздолье», «Белозерское- Стеклозавод-Тебенякское» не принято. Просит суд: признать бездействие администрации Белозерского муниципального округа Курганской области по непринятию мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Белозерского муниципального округа Курганской области по муниципальным маршрутам регулярных перевозок: «Белозерское-Лихачи», «Белозерское - Новозаборка», «Белозерское - Пьянково», «Белозерское – Усть - Суерское», «Белозерское - Скаты», «Белозерское - Орловка», «Белозерское - Березовский», «Белозерское - Большой Камаган», «Белозерское – Нижнетобольное - Раздолье», «Белозерское- Стеклозавод-Тебенякское» незаконным; обязать администрацию Белозерского муниципального округа Курганской области в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу организовать транспортное обслуживание населения в границах Белозерского муниципального округа Курганской области по муниципальным маршрутам регулярных перевозок: «Белозерское-Лихачи», «Белозерское - Новозаборка», «Белозерское - Пьянково», «Белозерское – Усть - Суерское», «Белозерское - Скаты», «Белозерское - Орловка», «Белозерское - Березовский», «Белозерское - Большой Камаган», «Белозерское – Нижнетобольное - Раздолье», «Белозерское- Стеклозавод-Тебенякское».
В судебном заседании прокурор Черных С.Д. просил об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование на доводы административного искового заявления. При этом пояснил, что администрация Белозерского муниципального округа Курганской области длительное время не проводила конкурс на право осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах.
Представитель административного ответчика администрации Белозерского муниципального округа Курганской области на основании доверенности Верховых А.В. с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что администрацией предпринимались меры по организации пассажирского сообщения на территории района, конкурсы по организации транспортного сообщения не состоялись, по причине отсутствия заявок. 21 октября 2022 г. Администрация Белозерского муниципального округа был объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории Белозерского муниципального округа Курганской области.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 6 Устава Белозерского муниципального округа Курганской области к вопросам местного значения Белозерского муниципального округа Курганской области относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Белозерского муниципального округа Курганской области.
Постановлением администрации Белозерского района Курганской области от 14 января 2016 г. № 10 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Белозерском районе. Согласно указанного постановления в реестр включено 14 муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Белозерском районе. В настоящее время из 66 населенных пунктов Белозерского муниципального округа автобусное сообщение организовано в 26 населенных пунктов. В 40 населенных пунктах автобусное сообщение отсутствует.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ.
Главой 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частями 1, 2 и 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 15 данного Федерального закона регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.
В марте 2020 г. Администрацией Белозерского муниципального округа Курганской области объявлялся открытый конкурс на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом, по результатам которых заключено 4 договора на обслуживание 4 маршрутов. Перевозки грузов и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок: «Белозерское-Лихачи», «Белозерское - Новозаборка», «Белозерское - Пьянково», «Белозерское – Усть - Суерское», «Белозерское - Скаты», «Белозерское - Орловка», «Белозерское - Березовский», «Белозерское - Большой Камаган», «Белозерское – Нижнетобольное - Раздолье», «Белозерское - Стеклозавод-Тебенякское» не осуществляются.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на запрос прокурора от 13 сентября 2022 г., постановлением администрации Белозерского района Курганской области от 14 января 2016 г. № 10, информацией о проведении конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок на территории Белозерского муниципального округа, а также пояснениями сторон в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание, что в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений Устава муниципального образования с марта 2020 г. до момента обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением, Администрация Белозерского муниципального округа не предпринимала каких-либо мер для организации пассажирских перевозок по вышеуказанным маршрутам и обеспечению транспортного сообщения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Белозерского района Курганской области о признании бездействия административного ответчика незаконным и возложении на Администрацию Белозерского муниципального округа Курганской области обязанности в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения в границах Белозерского муниципального округа Курганской области по муниципальным маршрутам регулярных перевозок: «Белозерское – Лихачи», «Белозерское – Новозаборка», «Белозерское – Пьянково», «Белозерское – Усть-Суерское», «Белозерское – Скаты», «Белозерское – Орловка», «Белозерское – Березовский», «Белозерское – Большой Камаган», «Белозерское – Нижнетобольное-Раздолье», «Белозерское – Стеклозавод-Тебенякское».
Доказательств невозможности выполнения требований прокурора в указанный в административном исковом заявлении срок административным ответчиком не представлено.
В то же время при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение вступившего в законную силу судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения в соответствии со ст. 358 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░-░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░-░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 2022 ░.)