Дело № 2а-3877/2023
УИД: 16RS0050-01-2023-004253-19
Учет № 025а
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 ноября 2023 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при ведении аудиопротоколирования и составления протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республике Татарстан, Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний России, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, транзитно-пересыльному пункту при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» о признании незаконным бездействие, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в транзитно-пересыльном пункте при исправительном учреждении,
установил:
ФИО14 обратился в суд с административным иском к транзитно-пересыльному пункту при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее – ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ) о признании незаконным бездействие, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в транзитно-пересыльном пункте при исправительном учреждении, мотивируя тем, что 5 апреля 2023 года он прибыл в ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, где содержался до 19 апреля 2023 года. Административный истец указывает, что убывая из ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ по месту отбывания наказания, администрацией соответствующего учреждения он не был обеспечен на время следования этапом рационом суточного питания в количестве трех штук, в связи с чем длительный период времени он испытывал страдания, так как не имел возможности принимать пищу в виду ее отсутствия. ФИО15 ФИО1 считает, что бездействия администрации ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ по выдаче рациона суточного питания на время следования этапом от 19 апреля 2023 года являются незаконными, нарушающие условия отбывания наказания, причиняющие вред и нравственные страдания. На основании изложенного административный истец просит признать незаконными бездействия администрации ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, при выдаче рационного суточного питания на время следования этапом от 19 апреля 2023 года, взыскать за нарушения условий содержания в счет возмещения ущерба сумму в размере 70 000 рублей.
Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административных соответчиков привлечены: Министерство финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов РФ), Министерство финансов Республике Татарстан (далее – Министерство финансов РТ), Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее – УФК по РТ), Федеральная служба исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее – ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее – УФСИН России по РТ). Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю), транзитно-пересыльный пункт при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29 Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – ТПП ИК № 29 ГУФСИН России по Пермскому краю), инспектор ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ ФИО16, федеральное казенное учреждение «Управление по конвоированию Управления федеральной службы исполнения наказании по Республике Татарстан» (далее – ФКУ Упок УФСИН России по РТ), начальник караула ФКУ Упок УФСИН России по РТ ФИО6, начальник караула ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ ФИО17 ФИО3.
В судебном заседании административный истец - ФИО18, с административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков, ФСИН России, УФСИН России по РТ - ФИО7, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился.
Представитель административных ответчиков, ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ - ФИО8, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась.
Административный ответчик, Министерство финансов РТ, извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменное возражение.
Административный ответчик, УФК по РТ, извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, представил письменное возражение.
Иные лица извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, допросив свидетеля Свидетель №1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституция Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт «б» пункта 2 части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В силу части 4 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.
В соответствии с пунктами 41, 42 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН от 2 сентября 2016 года № 696 (далее - Порядок), режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.
Пунктом 130 названного нормативного акта предусмотрено, что при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования.
В силу пунктов 132, 133 Порядка на каждого осужденного, подозреваемого и обвиняемого или группу осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отправляемых из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, выписывается аттестат на продовольствие установленной формы, являющийся документом, подтверждающим, по какое число и какой норме питания осужденный, подозреваемый, обвиняемый (группа осужденных, подозреваемых обвиняемых) обеспечен продовольствием. Аттестат на продовольствие вручается начальнику караула под роспись на копии аттестата, которая остается в учреждении уголовно-исполнительной системы и приобщается к копии попутного списка. Корешок аттестата на продовольствие сдается на хранение в бухгалтерию учреждения уголовно-исполнительной системы.
Осужденные, подозреваемые и обвиняемые, состоящие на котловом довольствии, при убытии из учреждения уголовно-исполнительной системы снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказа, издаваемого в учреждении уголовно-исполнительной системы, с выдачей аттестата на продовольствие (пункт 137 Порядка).
Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию железнодорожного, воздушного, водного или иного вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки (пункт 139 Порядка).
Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205.
Во исполнение указанного нормативно-правового акта принят приказ Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189, которым в числе прочего установлены рационы питания для осужденных в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время (далее - рационы питания) (приложение № 6).
По варианту рациона питания № 1 обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, когда приготовление горячей пищи по минимальной норме питания и норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205, невозможно. Также по данному варианту рациона питания обеспечиваются инвалиды I и II групп.
По варианту рациона питания № 2 обеспечиваются в том числе больные осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений вне зависимости от места содержания, получающие питания по соответствующим повышенным нормам питания, установленным настоящим приказом, в случаях, когда предоставление горячей пищи невозможно.
По данным рационам обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при их этапировании, конвоировании, а также на пути следования к месту постоянного проживания при их освобождении сроком свыше 6 часов, когда предоставление горячей пищи по соответствующим нормам питания не представляется возможным.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 5 апреля 2023 года осужденный ФИО19 прибыл в распоряжение ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ из УФСИН России по Республике Чувашия, 19 апреля 2023 года выбыл в распоряжение ФКУ ИК-40 УФСИН России по Пермскому краю.
Из справки инспектора ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ ФИО5 от 4 июля 2023 года следует, что осужденный ФИО20 был обеспечен индивидуальным рационном питания вариант № 1, в количестве 2 штук на основании приказа ФСИН России № 696 от 2 сентября 2016 года.
Согласно ведомости учета выдачи индивидуального рациона питания для обеспечения питанием в пути следования осужденных, убывающих из ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ 19 апреля 2023 года, ФИО21 ФИО1 обеспечен индивидуальным рационным питания, в количестве двух штук.
Из корешка аттестата от 19 апреля 2023 года следует, что выдан на довольствующиеся в количестве 2 человек, конвоируемых в Волгоград-Екатеринбург из ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России в том, что на пути следования удовлетворены продовольствием на двое суток с 19 апреля по 21 апреля 2023 года, включено в следующем количестве 4 пайка.
В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо, начальник караула ФКУ Упок УФСИН России по РТ ФИО6 суду пояснил, что после проведение обысков, осужденные получают рацион питания, также пересчитываются количество сухих пайков, каких-либо жалоб со стороны осужденных об отсутствии индивидуального рациона питания не поступало.
Выдача индивидуального рациона питания осужденным под роспись действующим законодательством не предусмотрена.
При этом жалоб от ФИО22 ФИО1 на необеспечение его питанием в спорный период не поступало.
Показания свидетеля Свидетель №1, не могут быть приняты в качестве доказательств ненадлежащих условий содержания административного истца, поскольку опровергаются материалами административного дела. Так, утверждение свидетеля о том, что в связи с отсутствием индивидуального рациона питания они с ФИО23 в пути следования вынуждены были питаться исходя из переданных Свидетель №1 посылок, является необоснованным, согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РТ за период содержания с 10 февраля 2023 года по 7 апреля 2023 года Свидетель №1 посылок, передач не получал.
Положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Проанализировав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о нарушение прав ФИО24 ФИО1 на обеспечение индивидуальным рационом питания 19 апреля 2023 года при конвоировании из ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ в ФКУ ИК-40 УФСИН России по Пермскому краю.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что установленный срок обращения с административным исковым заявлением ФИО25 не пропущен.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление ФИО26 к Министерству финансов РФ, Министерству финансов РТ, УФК по РТ, ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, УФСИН России по РТ, ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ о признании незаконным бездействие ТПП при ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, выразившееся в отсутствие обеспечения индивидуальным рационом питания и присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в транзитно-пересыльном пункте при исправительном учреждении подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2023 ░░░░.