Дело №2а-184/2022
УИД 24RS0005-01-2022-000167-90
Категория: 3.027
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новобирилюссы Красноярского края 21 июня 2022 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,
при секретаре Тихоновой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Бирилюсского района Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Тарбеевой Л.В. об освобождении от взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Бирилюсского района Красноярского края в лице ее представителя, действующего на основании доверенности обратилась в суд с административным исковым заявлением УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Тарбеевой Л.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, вынесенного на основании постановления о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству №22748/21/24097-ИП, вынесенного судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Тарбеевой Л.В.
Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства №22748/21/24097-ИП от 28 декабря 2021 г.вынесено постановление от 14 февраля 2022 г. о взыскании исполнительского сбора, при этом не учтены объективные обстоятельства, затруднявшие исполнение постановления судебного пристава-исполнителя, а именно то, что для исполнения решения суда, на основании которого и возбуждено исполнительное производство, административный истец обратился в Министерство образования и науки Красноярского края для согласования и предоставления денежных средств в бюджет Бирилюсского района на приобретение и предоставление подходящего жилого помещения Скуратовой В.В., являющейся лицом из числа детей-сирот. Процедура выделения денежных средств и приобретения жилых помещений для указанной категории лиц носит длительный характер, в том числе и в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 25 февраля 2022 г., 1 апреля 2022 г., 19 апреля 2022 г., 11 мая 2022 г. администрацией Бирилюсского района был объявлен электронный аукцион на приобретение квартиры для категории детей сирот, по результатам объявленных аукционов не подано ни одной заявки на участие в закупке, в связи с чем, аукционы признаны несостоявшимися. 18 мая 2022 г. объявлены четыре электронных аукциона на приобретение жилых помещений для предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По результатам торгов не подано ни одной заявки. В настоящее время идет работа по повторному размещению электронного аукциона. Для муниципального образования сумма исполнительского сбора и сам вид расходов являются значительными, так как администрация Бирилюсского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, бюджет которого строго регламентирован.
Административный истец - Администрация Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Григорьева А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административные ответчики УФССП России по Красноярскому краю и МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю извещены надлежащим образом. Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Тарбеева Л.В. извещена о дате, месте и времени судебного заседания, в том числе и телефонограммой, участвовать в судебном заседании не желала, разрешение административного искового заявления оставила на усмотрение суда.
Заинтересованные лица прокурор Бирилюсского района Красноярского края, Скуратовой В.В., Министерство образования и науки красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2021 г. по делу №2-170/2021 удовлетворены требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края к Администрации Бирилюсского об обязании последней предоставить Скуратовой В.В. на территории Бирилюсского района изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее техническим и санитарным нормам.
28 декабря 2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Тарбеевой Л.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику Администрации Бирилюсского района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
14 февраля 2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В обоснование принятия мер по исполнению решения суда от 30 сентября 2021 г., административный истец обратился в Министерство образования и науки Красноярского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения, в рамках исполнения решения суда от 30 сентября 2021 г., Скуратовой В.В. Администрацией Бирилюсского района были объявлены электронные аукционы на приобретение квартиры для предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно протоколу подведения итогов электронных аукционов по окончании срока подачи заявок на участие в аукционах не подано ни одной заявки на участие в закупках, электронные аукционы признаны несостоявшимися в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Федеральным законом.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона №229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Таким образом судом установлено, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2021 г. удовлетворены требования прокурора Бирилюсского района об обязании Администрации Бирилюсского района Красноярского края предоставить Скуратовой В.В. на территории Бирилюсского района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее площади, техническим и санитарным нормам.
На основании исполнительного листа ФС № 033252130, выданного Бирилюсским районным судом Красноярского края, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 28 декабря 2021 г. возбуждено исполнительное производство, должнику Администрации Бирилюсского района Красноярского края установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленных для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В пятидневный срок решение суда не было исполнено.
14 февраля 2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Факт неисполнения администрацией в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов не оспаривается.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
В обоснование заявленных требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, административный истец, привел доказательства принятия мер по исполнению решения суда, что подтверждается перепиской с Министерством образования Красноярского края, а также документами, подтверждающими проведение электронных аукционов на приобретение квартиры для предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом предоставлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решения суда, а также норм Федерального закона №229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывается, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Так, ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований привлечения к ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (статья 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таковым обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация указала, что ей предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие тому доказательства.
Установив, что в течение пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении указанного лица жилым помещением по договору найма специализированных помещений невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении Администрации Бирилюсского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 14 февраля 2022 г.
Вместе с тем, суд отмечает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительного сбора от 14 февраля 2022 г. судебный пристав-исполнитель действовала в точном соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, оно утверждено старшим судебным приставом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2022 ░.