Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-143/2023 ~ М-56/2023 от 23.01.2023

по делу № 2а-143/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

станица Крыловская         27 февраля 2023 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Датумян С.С.,

с участием помощника прокурора Крыловского района Гринько В.Г.,

с участием представителя администрации муниципального образования Крыловский район ФИО7,

с участием представителя администрации Крыловского сельского поселения ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крыловский район об обязании ликвидации очагов локального захламления отходов производства и потребления несанкционированно размещенных на земельных участках,

установил:

Прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации муниципального образования Крыловский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Указывает, что прокуратурой Крыловского района проведена проверка законодательства об отходах производства и потребления, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования Крыловский район.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки территории муниципального образования Крыловский район установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ст. 22 Закона № 52, ч. 2 ст. 13 ЗК РФ на земельных участках, расположенных по следующим адресам: по <адрес> в <адрес>, кадастровый квартал № карьер около мототрека для мотогонок, кадастровый квартал № земельный участок в конце <адрес> в <адрес> (координаты №); земельный участок, кадастровый № (координаты №); земельный участок, кадастровый № (координаты № земельный участок, расположенный на территории Октябрьского сельского поселения Крыловского района за кирпичным заводом, кадастровый квартал № земельный участок, расположенный на территории Октябрьского сельского поселения Крыловского района, кадастровый № (координаты №; земельный участок, расположенный на территории Новопашковского сельского поселения Крыловского района за кирпичным заводом кадастровый квартал № несанкционированно размещены опасные для здоровья населения и окружающей среды отходы производства и потребления.

В нарушение СанПин 2.1.7.1322-03 от 15.06.2003, утвержденного Министерством Здравоохранения РФ отходы лежат навалом на грунтовых площадках, что не исключает процессы фильтрации в грунт опасных загрязняющих веществ и инфильтрации грунтовых вод.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Крыловский район внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, по результатам рассмотрения которого нарушения администрацией не устранены, меры, направленные на устранение нарушений не приняты.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией муниципального образования Крыловский район обязанности по проведению мероприятий, направленных на сохранение почв, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования, дискредитирует государственную политику в области экологического благополучия населения, целью которой является реализация конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Бездействие администрации муниципального образования Крыловский район муниципального образования Крыловский район нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

По указанным обстоятельствам помощник прокурора Крыловского района просит суд удовлетворить заявленные исковые требования и обязать администрацию муниципального образования Крыловский район устранить нарушения путем организации деятельности по ликвидации очагов локального захламления отходов производства и потребления не санкционировано размещенных на земельных участках, расположенных по следующим адресам: по <адрес> в <адрес>, кадастровый квартал № карьер около мототрека для мотогонок, кадастровый квартал № земельный участок в конце <адрес> в <адрес> (координаты №); земельный участок, земельный участок, с кадастровым номером № земельный участок, расположенный на территории Октябрьского сельского поселения Крыловского района за кирпичным заводом, в кадастровом квартале № земельный участок, расположенный на территории Октябрьского сельского поселения Крыловского района, с кадастровым номером №; земельный участок, расположенный на территории Новопашковского сельского поселения Крыловского района за кирпичным заводом в кадастровом квартале №

От требований в части обязании администрации района устранить нарушения путем организации деятельности по ликвидации очагов локального захламления отходов производства и потребления не санкционировано размещенных на земельном участке с кадастровым номером № который по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ФИО8, помощник прокурора Крыловского района Гринько В.Г. отказывается.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования Крыловский район ФИО7, исковые требования признала частично. Пояснила, что земельный участок, с кадастровым номером № принадлежит ФИО8 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № купли продажи земельного участка, что земельный участок, расположенный около мототрека в кадастровом квартале №, находится в фактическом пользовании администрации Крыловского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером № находится в аренде ФИО8, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель администрации Крыловского сельского поселения ФИО6, пояснила, что земельные участки не являются муниципальной собственностью Крыловского сельского поселения и не числятся в реестре муниципального имущества. Пояснила также, что в соответствии с пунктом 66 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», в целях определения места для складирования и сжигания сухой растительности администрацией Крыловского сельского поселения было издано распоряжение от 15.04.2021 № 124-р (с изменениями от 21.03.2022 № 71-р). Место, указанное в распоряжении, было определено по согласованию с администрацией муниципального образования Крыловский район.

Администрация Крыловского сельского поселения в ноябре 2022 года повторно обратилась в администрацию муниципального образования Крыловский район с письмом (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении земельного участка, расположенного в пределах кадастрового квартала №, по <адрес> в <адрес> для указанных в распоряжении целей. До настоящего времени ответа на письмо в администрацию Крыловского сельского поселения не поступало.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 3 названного Федерального закона предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Часть 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ определяет, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Частью 1 статьи 3 Закона № 89-ФЗ определено, что основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Кроме того, исходя из положений статьи 14 указанного федерального закона к вопросам местного значения муниципальных районов относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление муниципального земельного контроля на территории сельских поселений, входящих в состав района.

Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного Кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района была проведена проверка территории муниципального образования Крыловский район и в нарушение ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ст. 22 Закона № 52, ч. 2 ст. 13 ЗК РФ на земельных участках, расположенных по следующим адресам: по <адрес> в <адрес>, кадастровый квартал № № карьер около мототрека для мотогонок, кадастровый квартал № земельный участок в конце <адрес> в <адрес> (координаты №); земельный участок, кадастровый № (координаты №); земельный участок, кадастровый № (координаты № земельный участок, расположенный на территории Октябрьского сельского поселения <адрес> за кирпичным заводом, кадастровый квартал № участок, расположенный на территории Октябрьского сельского поселения <адрес>, кадастровый № (координаты №); земельный участок, расположенный на территории Новопашковского сельского поселения <адрес> за кирпичным заводом кадастровый квартал №), несанкционированно размещены опасные для здоровья населения и окружающей среды отходы производства и потребления.

В нарушение СанПин 2.1.7.1322-03 от 15.06.2003, утвержденного Министерством Здравоохранения РФ отходы лежат навалом на грунтовых площадках, что не исключает процессы фильтрации в грунт опасных загрязняющих веществ и инфильтрации грунтовых вод.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Крыловский район внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, по результатам рассмотрения которого нарушения администрацией не устранены, меры, направленные на устранение нарушений не приняты.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией муниципального образования Крыловский район обязанности по проведению мероприятий, направленных на сохранение почв, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования, дискредитирует государственную политику в области экологического благополучия населения, целью которой является реализация конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    Доводы представителя администрации муниципального образования Крыловский район о необоснованности требований в части земельных участков с кадастровым номером № (координаты №); находящемся в аренде у ФИО8, в части земельного около мототрека для мотогонок в кадастровом квартале № суд считает необоснованными, так как собственником земельных участков, переданных в аренду ФИО8,, переданного в пользование администрации Крыловского поселения находятся в собственности муниципального образования Крыловский район, так как в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░ №

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №

░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №

░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №

░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-143/2023 ~ М-56/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Крыловского района
Ответчики
Администрация муниципального образования Крыловский район
Другие
Галоян Джоник Григорьевич
Администрация Крыловского сельского поселения
Комольцева Вера Николаевна
Суд
Крыловской районный суд Краснодарского края
Судья
Остапенко Любовь Юрьевна
Дело на сайте суда
krilovskoy--krd.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация административного искового заявления
23.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2023Подготовка дела (собеседование)
01.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее