Дело № 2а-277/2024
УИД: 76RS0004-01-2024-000338-11
Мотивированное решение
изготовлено 23 мая 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2024 года г.Данилов Ярославской области
Даниловский районный суд Ярославской области
в составе председательствующего судьи Ловыгиной А.Е.
при секретаре Вершининой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Даниловского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского района Ярославской области о возложении обязанности по обустройству шахтного колодца в д. Башенки Даниловского муниципального района Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Даниловского района Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского района Ярославской области о возложении обязанности по обустройству шахтного колодца в д. Башенки Даниловского муниципального района Ярославской области.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении водоснабжения населения на территории муниципальных образований Даниловского муниципального района. В марте 2024 года по результатам рассмотрения обращения ФИО1 установлено, что в д. Башенки проживает около 10 человек. Водоснабжение жителей деревни не организовано, общественные колодцы отсутствуют, в связи с чем жители ранее обращались в орган местного самоуправления по указанному вопросу, однако, до настоящего времени проблема не решена. Выполнение мероприятия возможно только в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Даниловского муниципального района» на 2022 – 2026 годы. 11.03.2024 в адрес главы администрации Даниловского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, удовлетворено, определено осуществление данных полномочий администрацией Дмитриевского сельского поселения в рамках вышеуказанного соглашения. В настоящее время работы по обустройству шахтного колодца в д. Башенки не определены. Просит обязать администрацию Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области обустроить шахтный колодец в д. Башенки Даниловского муниципального района Ярославской области в срок до 01.11.2024.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Даниловского района Ярославской области Мягкова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик - администрация Дмитриевского сельского поселения Даниловского района Ярославской области, заинтересованное лицо - администрация Даниловского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 4.3. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п.3 ч.2 ст.3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п.4 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Пунктом 1 ч. 1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
Постановлением администрации Даниловского муниципального района от 06.02.2024 № 139 утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Даниловского района на 2022-2026 годы». В рамках указанной программы реализуется подпрограмма «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Даниловского муниципального района на 2022 – 2026 годы».
Решениями Земского собрания Даниловского муниципального района от 14.12.2023 № 185 и Муниципального совета Дмитриевского сельского поселения от 22.12.2023 № 103 утверждено Соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Дмитриевского сельского поселения и Даниловского муниципального района. Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что Даниловский муниципальный район передает, а Дмитриевское сельское поселение принимает осуществление части полномочий по решению следующих вопросов местного значения: осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, в том числе в части обустройства шахтных колодцев в д. Башенки Дмитриевского сельского поселения.
Из материалов дела следует, что на основании обращения ФИО1 от 18.04.2024 прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о водоснабжении населения. В ходе проверки установлено, что в д. Башенки Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области проживает 10 человек. В указанном населенном пункте не организовано водоснабжение, отсутствуют общественные колодцы.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Даниловского района Ярославской области в адрес главы администрации Даниловского муниципального района Ярославской области 11.03.2024 направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства и жилищных прав граждан.
В ответе главы администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 17.04.2024 не оспаривается факт вышеуказанного нарушения. Дополнительно указывается, что Решениями Земского собрания Даниловского муниципального района от 14.12.2023 № 184, 185, 186 утверждены соглашения о передаче полномочий на 2024 год, в том числе, в части строительства шахтных колодцев в ряде населенных пунктов, включая д. Башенки Дмитриевского сельского поселения.
В материалы дела представлено соглашение от 29.02.2024 года, заключенное между администрацией Дмитриевского сельского поселения и администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области, которым предусмотрено финансирование строительства вышеуказанного колодца.
Вместе с тем, до настоящего времени шахтный колодец в д.Башенки Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района не обустроен. Данное обстоятельство является нарушением законодательства о муниципальной собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении водоснабжения населения и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного населенного пункта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности на административного ответчика обустроить шахтный колодец в д. Башенки Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района.
Согласно ст.277 КАС РФв случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При установлении срока для исполнения судебного решения суд принимает во внимание необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, мнение участников судебного разбирательства по делу, а также учитывает объем указанных работ, погодных условий, при которых возможно выполнение данных работ, и считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности – до 01.11.2024.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2024.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░