Решение в мотивированном виде
изготовлено 27 апреля 2023 года.
2а-341/2023
25RS0033-01-2023-000419-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка |
26 апреля 2023 года |
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Векинцевой Е.С.,
при помощнике судьи Бураховиче В.И.,
с участием помощника прокурора Черниговского района Приморского края – ВАЕ,
административного истца – ВАВ,
представителя административного истца – адвоката НОА,
представителя административного ответчика – избирательной комиссии Приморского края ЗРВ,
представителя административного ответчика – территориальной избирательной комиссии Черниговского района ИОА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ВАВ к территориальной избирательной комиссии Черниговского района о признании недействительным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Черниговского района «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу № ВАВ» № от 03 апреля 2023 года и возложении обязанности,
установил:
ВАВ обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на основании решения Избирательной комиссии Приморского края от 03 февраля 2023 года № территориальная избирательная комиссия Черниговского района выполняет полномочия организации подготовки и проведения выборов депутатов Думы Черниговского муниципального округа Приморского края. Решением территориальной избирательной комиссии Черниговского района № от 03 апреля 2023 года ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края в связи с выявлением более 10% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Считает, что оспариваемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства РФ. Также полагает, что избирательной комиссией нарушена процедура принятия решения, поскольку выявленные комиссией подписи избирателей необоснованно отражены в решении как недостоверные, решение принято в его отсутствие, без надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания комиссии, проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением закона (без извещения его о точном времени и месте проведения заседания). Необходимое и действительное количество подписей избирателей, собранных в его поддержку, как кандидата, представлено в избирательную комиссию в полном объеме и на законных основаниях.
На основании изложенного, административный истец просит решение № от 03 апреля 2023 года территориальной избирательной комиссии Черниговского района «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу № ВАВ» признать незаконным, отменить данное решение, а также возложить на территориальную избирательную комиссию Черниговского района обязанность зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу №.
Административный истец – ВАВ, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить. Также уточнил, что справку, в которой содержится уведомление о рассмотрении вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа он получил 25 марта 2023 года и знал, что заседание территориальной избирательной комиссии Черниговского района Приморского края назначено на 03 апреля 2023 года. Сведениями, о принятом территориальной избирательной комиссией Черниговского района решении об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу № ВАВ № от 03 апреля 2023 года располагал. Порядок обжалования решения знает. Жалобу на решение территориальной избирательной комиссии Черниговского района Приморского края от 03 апреля 2023 года в Избирательную комиссию Приморского края не подавал. В Черниговский районный суд Приморского края обратился с жалобой 17 апреля 2023 года.
Представитель административного истца – НОА, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала, настаивала на их удовлетворении, полагая, что решение территориальной избирательной комиссии Черниговского района Приморского края принято незаконно. ВАВ необоснованно отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу №.
Представитель административного ответчика – избирательной комиссии Приморского края ЗРВ, в ходе судебного заседания выразил несогласие с административными исковыми требованиями ВАВ Решение от 03 апреля 2023 года считает законным и обоснованным. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Указал, что ВАВ с жалобой на решение территориальной избирательной комиссии Черниговского района Приморского края от 03 апреля 2023 года в Избирательную комиссию Приморского края не обращался, а срок обращения с жалобой в суд административным истцом пропущен, поскольку жалоба им подана только 17 апреля 2023 года.
Представитель административного ответчика - территориальной избирательной комиссии Черниговского района ИОА в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что решение от 03 апреля 2023 года является законным и обоснованным. Просила в удовлетворении административного иска ВАВ отказать, поскольку административным истцом пропущен не подлежащий восстановлению срок обращения в суд.
Выслушав административного истца, его представителя, представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, заключение помощника прокурора Черниговского района Приморского края ВАЕ, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в связи с пропуском установленного срока обращения в суд, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 32 Конституции РФ гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
На основании ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании решения Избирательной комиссии Приморского края № от 03 февраля 2023 года территориальная избирательная комиссия Черниговского района выполняет полномочия организации подготовки и проведения выборов депутатов Думы Черниговского муниципального округа Приморского края, назначенной на 14 мая 2023 года.
24 марта 2023 года в территориальную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Черниговского муниципального округа Приморского края ВАВ были представлены подписные листы в количестве трех экземпляров с подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. Заявленное количество подписей избирателей – 14.
Прием документов, представленных ВАВ, оформлен справкой о приеме документов для регистрации кандидата, подписанной членом рабочей группы.
Указанный порядок приема документов и уведомления кандидатов утвержден решением территориальной избирательной комиссии Черниговского района Приморского края № от 06 марта 2023 года.
Справка составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в территориальной избирательной комиссии Черниговского района, второй – вручен кандидату ВАВ и содержит информацию о сроках, времени и месте проведения проверки представленных подписей кандидатом. Усматривается, что проверка будет производиться по адресу: <адрес>, в период времени с 25 марта 2023 года по 01 апреля 2023 года, с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут. Помимо этого, в данной справке имеется информация о сроках и времени проверки подписей, представленных другими кандидатами, о сроках получения протокола об итогах сбора подписей и ведомости по проверке подписных листов, о дате и времени заседания комиссии, на котором рассматривается вопрос о неполноте сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов, представленных кандидатом, о заседании территориальной избирательной комиссии Черниговского района, назначенном на 03 апреля 2023 года в 17 часов 00 минут, по адресу: <адрес>, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
ВАВ указанную справку о приеме документов подписал, уточняющих вопросов при этом не задавал. Из содержания данной справки также усматривается, что ВАВ заполнены соответствующие поля, предусматривающие дополнительное извещение кандидата по телефону (путем направления СМС-оповещения), с указанием номера телефона. Из этого можно сделать вывод о том, что кандидат с предложенной формой уведомления был согласен.
Следовательно, довод, содержащийся в административном исковом заявлении, о ненадлежащем извещении, с учетом пояснений административного истца в судебном заседании, касающихся осведомленности о проведении территориальной избирательной комиссии Черниговского района Приморского края заседания 03 апреля 202 года и рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, является несостоятельным.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, ч. 2 ст. 47 Избирательного кодекса Приморского края, рабочей группой территориальной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Черниговского муниципального округа Приморского края проведена проверка подписей, содержащиеся в подписных листах, представленных кандидатом ВАВ
По итогам проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов и достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата ВАВ по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Думы Черниговского муниципального округа Приморского края, рабочей группой были установлены основания для отказа в регистрации кандидата с учетом полученных в рамках проверки сведений и документов: 14 представленных подписей избирателей, поставивших свои подписи в поддержку кандидата ВАВ, были признаны недействительными.
Решением территориальной избирательной комиссии Черниговского района № от 03 апреля 2023 года ВАВ отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края в связи с выявлением более 10% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
С принятым решением № от 03 апреля 2023 года ВАВ не согласился, в связи с чем обратился в суд.
Согласно ч. 1 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Положениями ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
B соответствии c ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска o защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления.
При этом в силу ч. 7 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Исходя из положений п. 11 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
При исчислении срока по правилам п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата является день принятия решения избирательной комиссией.
Таким образом, учитывая положения п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4 и ч. 7 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В судебном заседании установлено, что решение территориальной избирательной комиссии Черниговского района «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу № ВАВ» № принято 03 апреля 2023 года. С жалобой на решение в Избирательную комиссию Приморского края ВАВ не обращался. Следовательно, 12 апреля 2023 года является последним днем обращения в суд c административным исковым заявлением об оспаривании принятого решения.
Вместе с тем, с настоящим административным исковым заявлением ВАВ обратился в Черниговский районный суд Приморского края 17 апреля 2023 года, что подтверждено штампом суда на первом листе заявления с регистрационным входящим номером 2222 от 17 апреля 2023 года, и административным истцом в судебном заседании не оспаривалось, то есть, c пропуском установленного законом десятидневного срока, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку, в данном случае, процессуальный срок обжалования решения об отказе в регистрации кандидата является пресекательным и независимо от причин его пропуска восстановлению не подлежит, с учетом приведенных положений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Согласно ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд, не подлежащего восстановлению, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие самостоятельных оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления, требования о признании решения № от 03 апреля 2023 года незаконным и его отмене, о нарушении порядка проверки подписей и возложении обязанности зарегистрировать ВАВ кандидатом в депутаты Думы Черниговского муниципального округа Приморского края по одномандатному избирательному округу №, рассмотрению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░» № ░░ 03 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░