<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2023 года <адрес>, МО
Истринский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,
при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании делопо административному иску ФИО1 к Администрации г.о. Истра, заинтересованные лица Министерство имущественных отношений <адрес>, Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> об оспаривании решения,
установил:
в Истринский городской суд обратился ФИО1 с административным иском к Администрации г.о. Истра, просит признать незаконным решение Администрации г.о. Истра об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, обязать Администрацию г.о. Истра предоставить ФИО1 государственную услугу «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», заключив с ним договор купли-продажи земельного участка в размере 3% кадастровой стоимости земельного участка, обязать Администрацию г.о. Истра прекратить взимание платы за земельный участок по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату заключения договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам торгов с Администрацией г.о. Истра заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, г.о.Истра, <адрес>. На указанном земельном участке возведен жилой дом, право собственности на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Решением Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ему незаконно отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».
Административный истец ФИО1, представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г.о.Истра в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором поддержал оспариваемое решение органа местного самоуправления и указал, что объект капитального строительства на момент обращения за предоставлением государственной услуги не был готов к эксплуатации, круглогодичному проживанию и удовлетворению бытовых нужд граждан, исходя из этого, цель предоставления земельного участка не была достигнута.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений <адрес>, Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>» <адрес> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>» органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 указанной выше статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, предоставляемого в порядке, установленном <адрес> (часть 3 статьи 2).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.о. Истра (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) по результатам проведения торгов, заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <адрес>, г.о.Истра, <адрес>. Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-27).
ФИО1 является собственником жилого дома <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> Жилой дом расположен в границах земельного участка <данные изъяты> право собственности в ЕГРН на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36).
Постановлением Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ № индивидуальному жилому дому, расположенному на земельном участке <данные изъяты> в категории земель – земли населённых пунктов, с разрешенным видом использования – под индивидуальное жилищное строительство, присвоен адрес: <адрес>, г.о.Истра, <адрес>А (л.д. 46).
Решением Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в связи с тем, что в соответствии с фотоматериалам, представленными муниципальным земельным контролем Администрации г.о. Истра, можно сделать вывод, что на земельном участке располагается объект недвижимости <данные изъяты>, который нельзя отнести к индивидуальному жилому дому, так как отсутствуют: внутренняя отделка помещений, отсутствуют помещения вспомогательного пользования, предназначенные для удовлетворения бытовых нужд, соответственно, дом непригоден для постоянного проживания граждан и удовлетворения их потребностей, исходя из этого, цель предоставления земельного участка не достигнута (л.д. 33).
Для определения юридически значимых обстоятельств по делу определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Валькирия плюс» (л.д. 101-147) объект недвижимости с <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты> является капитальным строением – индивидуальным жилым домом. При возведении объекта экспертизы соблюдены следующие требования: противопожарные требования, собственником приняты дополнительные меры по противопожарной безопасности, градостроительные (по расположению на участке расстояние от жилого дом до границы земельного участка), санитарно-гигиенические (по освещенности и инсоляции), планировочным (по линейным размерам и площадям), по устройству инженерных коммуникаций. Установленные факты дают основание эксперту полагать, что объект экспертизы соответствует нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям. Дом является пригодным для круглогодичного проживания.
Оснований не доверять заключению судебной строительно-техническая экспертизы не имеется, поскольку оно в полном объеме отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации, содержит подробное описание проведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанное заключение строительно?технической экспертизы суд признает достоверным доказательством.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 ЗК РФ.
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Подпунктами 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Таким образом, в силу действующего законодательства основанием отказа в предоставлении земли в собственность за плату без проведения торгов, в частности, предусмотрено возведение на земельном участке объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, что не может повлечь возникновение у лица права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Суд приходит к выводу, что такие обстоятельства при рассмотрении настоящего дела собранными по делу доказательствами не подтверждены.
В силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.
Соответственно, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами.
По смыслу положений статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение (жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната), которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами.
На момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов право собственности на расположенный на земельном участке с <данные изъяты> жилой дом зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о расположении жилого дома с <данные изъяты> на испрашиваемом земельном участке, доказательств незаконности нахождения этого объекта недвижимости на данном земельном участке в материалах дела не имеется, что в силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, поскольку пригодность жилого дома для постоянного круглогодичного проживания установлена лишь в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконным решения Администрации г.о. Истра об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, обязании Администрации г.о. Истра повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>
Так, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в частности, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в частности предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, послужившие основанием для признания оспариваемого решения незаконным, указанный выше способ устранения допущенного нарушения направлен на восстановление права административного истца, за органом местного самоуправления сохраняется возможность принятия решения по существу вопроса, затрагивающего права и свободы административного истца, путем самостоятельного разрешения вопроса о заключении с административным истцом договора купли-продажи земельного участка в размере 3% кадастровой стоимости земельного участка.
Требования административного истца о прекращении взимания арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату заключения договора купли-продажи земельного участка, противоречат действующему законодательству, предусматривающему платность землепользования (пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ),в связи с чем, основания для их удовлетворения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░