УИД 25ОS0000-01-2020-000450-56
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации2 февраля 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца Чеботаревой Ю.В.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Примбизнесцентр» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Примбизнесцентр» (далее – ООО «Примбизнесцентр») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в обоснование которого указало, что ООО «Примбизнесцентр» на праве собственности принадлежит: земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 766 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для эксплуатации нежилых помещений в здании (административный центр, лит. 1, лит 1А-пристройка); адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир административное здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п), по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет ....
Согласно Отчёту № 05-04/05-20 от 14 июля 2020 года, выполненному ООО Консалтинговая Фирма «КОНСАН», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет ....
Для реализации права на пересмотр определения кадастровой стоимости земельного участка ООО «Примбизнесцентр» 30 июля 2020 года обратилось с заявлениями в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая решением от 28 августа 2020 года № 13/14 отказала в удовлетворении данного заявления.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку влечёт увеличение его налоговых обязательств по земельному налогу.
Просит суд: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3 766 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для эксплуатации нежилых помещений в здании (административный центр, лит. 1, лит 1А-пристройка); адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир административное здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ....
До рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, и представлен отзыв на административное исковое заявление,согласно которому администрация города Владивостока возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что администрация города Владивостока считает Отчёт об оценке спорного земельного участка не соответствующим требованиям действующего законодательства. Полагает, что оценщиком были выбраны некорректные объекты-аналоги, не выполнены соответствующие корректировки. Просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца ООО «Примбизнесцентр» - Чеботарева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 год № 5-п, которое в настоящее время действует и ни кем не обжаловано. Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнёрства по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» от 5 ноября 2015 года № Э15-0928-01-01 на отчёт об оценке от 1 октября 2015 года
№ 25 00/09.06.15/2015.193042/Ю-1/0661 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края», составленный Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю, следует, что данный отчёт, выводы которого отражены в постановлении департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Выслушав объяснения представителя административного истца Чеботаревой Ю.В., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В суде установлено и подтверждается материалам дела, что административному истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 848/1000) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 766 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для эксплуатации нежилых помещений в здании (административный центр, лит. 1, лит 1А-пристройка); адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир административное здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 октября 2011 года сделана запись регистрации № 25-25-01/169/2011-352.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 19 мая 2020 года № 25/ИСХ/20-207707, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:31:020003:88 установлена кадастровая стоимость в размере ..., которая определена по состоянию на 1 февраля 2015 года, утверждена 1 января 2016 года и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края 14 декабря 2015 года № 5-п.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском административный истец указал на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, их рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав ООО «Примбизнесцентр», поскольку оно является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер земельного налога.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Так, в обоснование заявленных требований административным истцом ООО «Примбзнесцентр» представлен в Отчёт № 05-13/11-20 об оценке объекта оценки, составленный оценщиком ООО Консалтинговая Фирма «КОНСАН» - Ситовой А.Н. 14 июля 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка общей площадью 3 240 кв.м с кадастровым номером 25:28:040012:2580 по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт № 05-04/05-20 об оценке объекта оценки от 14 июля 2020 года, составленный оценщиком ООО Консалтинговая Фирма «КОНСАН» Ситовой А.Н., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиком Ситовой А.Н., имеющей необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, разрешенном использовании; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов; подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
Доказательств несоответствия Отчёта № 05-04/05-20 об оценке объекта оценки от 13 ноября 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п никем не обжаловано и действует, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае ООО «Примбизнесцентр», как собственником доли в праве на объект недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО «Примбизнесцентр» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 февраля 2015 года.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 г. № 87-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края» (в редакции от 29 января 2021 года № 1-п) по состоянию на 1 января 2020 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ... (под порядковым номером 7290). Сведения о данной кадастровой стоимости применяются с 1 января 2021 года.
Поскольку административный истец обратился с рассматриваемым административным исковым заявлением 12 октября 2020 года, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка не является архивной.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд признаёт дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости спорного земельного участка - 30 июля 2020 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 3 766 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. 1, ░░░ 1░-░░░░░░░░░░); ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░30 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░