Дело №2а-175/2024
УИД 34RS0007-01-2023-004242-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 1 марта 2023 года
Тракторозаводский районный суд гор. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Чапаевой С.В.,
при секретаре Потемкиной А.А.,
с участием административного истца Онищенко М.В.,
представителей административного ответчика МИФНС № 9 по Волгоградской области – Сениной Ю.Э., Божковой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 2 по Волгоградской области, Межрайонной ИФНС № 9 по Волгоградской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Онищенко М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 2 по Волгоградской области о признании решения незаконным.
Требования административный истец мотивировал тем, что 17.08.2023 года Онищенко М.В. было получено решение № 174 от 08.08. 2023 года о взыскании с Онищенко М.В. задолженности в общем размере 158632 рубля 78 копеек. С данным решением он не согласен, поскольку решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 09.02.2023 года с него уже была взыскана задолженность по уплате налогов, сборов и пеней по требованиям от 03.11.2021 года, 16.12.2021 года и 15.02.2022 года в общем размере 44160 рублей 54 копейки. Считает сроки на принудительное исполнение иных обязательств в соответствии со ст. 46-48 НК РФ были пропущены налоговым органом, за исключением обязательств за 2022 год, в связи с чем подлежат списанию, однако списаны не были. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит признать незаконным решение № 174 от 08.08.2023 года о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Протокольным определением в качестве соответчика привлечена Межрайонная ИФНС № 9 по Волгоградской области, в качестве заинтересованных лиц Управление налоговой службы по Волгоградской области, Фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
Административный истец Онищенко М.В. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 2 по Волгоградской области, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ранее представил возражения, согласно которым возражал против удовлетворения требований административного истца по доводам изложенным в возражениях.
Представители административного ответчика Межрайонной ИФНС № 9 по Волгоградской области Сенина Ю.Э., Божкова О.П., в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного ответчика, согласно доводам изложенным в возражениях и письменных пояснениях.
Представители заинтересованных лиц Управления налоговой службы по Волгоградской области, Фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области, своевременно извещенные о времени месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
Из содержания п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ следует, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Конституция РФ в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога. Неисполнение указанной обязанности является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Порядок исчисления страховых взносов плательщиками страховых взносов установлен ст. 432 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 432 НК РФ.
Исходя из положений п.п. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст.432 НК РФ, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Онищенко М.В. с 23.07.2018 года по настоящее время зарегистрирован в качестве адвоката (регистрационный номер в региональном реестре адвокатов ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), что не оспаривалось в судебном заседании административным истцом.
Онищенко М.В. является плательщиком страховых взносов, транспортного налога и налога на имущество.
Не исполнение обязанности, установленной ст. 45 НК РФ явилось основанием для правления налогоплательщику в порядке ст. 69 НК РФ требования об уплате задолженности.
Онищенко М.В. направлены требования в порядке ст. 69 НК РФ: ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2018 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 13.02.2020 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 11.06.2020 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 15.02.2021 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 03.11.2021 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.12.2021 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 15.02.2022 года, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 16.05.2023 года.
За 2018 год начислено по страховым взносам на ОПС 11702,63 рубля и по страховым взносам на ОМС 2574,62 рубля. Задолженность вошла в требование от ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18.01.2018 года об уплате задолженности за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 14277,25 рублей и соответствующей суммы пени в размере 25,82 рубля, по которому налоговым органом было сформировано заявление о выдаче судебного приказа в отношении должника на общую сумму в размере 14277,25 рублей.
года вынесен судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о взыскании задолженности по налогам с Онищенко М.В., по которому возбуждено исполнительное производство и удержаны денежные средства 07.11.2019 года в размере 650 рублей и 18.11.2019 года в размере 13627,25 рублей, всего 14277,25 рублей.
Указанные суммы службой судебных приставов ошибочно перечислены на ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по транспортному налогу в полном объеме.
Поскольку в транспортном налоге задолженность отсутствовала, налоговым органом 01.02.2020 года произведены уточнения указанных сумм в соответствующие КБК по страховым взносам. Таким образом, при уточнении платежей сумма в размере 13627,25 рублей поступила в задолженность по страховым взносам на ОПС за 2018 год на сумму 11702,63 рубля и частично в задолженность за 2019 год в размере 29354 рублей. Остаток недоимки за 2019 год составил 27429,38 рублей (29354-1924,62 (13627,25-11702,63) =27429,38). Сумма в размере 650 рублей уточнена в страховые взносы на ОМС и поступила в недоимку за 2018 год, в размере недостаточном для погашения задолженность целиком и остаток задолженности составил 1924,62 рубля (2574,62-650=1924,62).
Ошибка перечисления денежных средств по исполнительному производству возбужденному на основании судебного приказа ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ повлекла несоответствие задолженности по страховым взносам за период 2018-2019 года. Недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составила 1924,62 рубля, а переплата в страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1924,62 рубля погасила задолженность за 2019 год и вошла в судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, что лишило налоговый орган возможности требовать сумму целиком.
В соответствии с абз. 6 п. 7 ст. 45 НК РФ налоговый орган вправе в течение трех лет со дня перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принять решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть направлено в электронной форме с помощью ЛК ФЛ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
На основании п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Статьей 6 БК РФ определено, что главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ). Полномочия главных администраторов доходов установлены ст. 160.1 БК РФ.
Из системного анализа вышеназванных положений статей 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 30 НК РФ следует, что налоговый орган является администратором доходов бюджета, полномочия которого определены законом.
Согласно п. 1 ст. 146 БК РФ страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного пенсионного страхования подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Удержанные денежные средства, с целью погашения задолженности по исполнительным производствам не могут порождать исковые требования к налоговому органу, поскольку налоги поступают в различные бюджеты, а не на расчетный счет налоговой инспекции.
Из вышеназванного следует, что налоговый орган не является собственником денежных средств, перечисленных истцом, поскольку спорные денежные средства не взыскивались налоговым органом.
Сумма задолженности, перенесенная в ЕНС 01.01.2023 года в размере 1924,62 рубля не может нарушать права налогоплательщика, поскольку в указанной части погашена задолженность по страховым взносам на ОПС за 2019 год, которая подлежала взысканию и могла быть взыскана в необходимом объеме. При переносе 01.01.2023 года сальдовых остатков задолженности в ЕНС, указанная сумма вошла в общее отрицательное сальдо по налогу и при расчете общей задолженности по страховым взносам не влияет на конечную сумму недоимки. Действия судебных приставов Онищенко М.В. не обжаловались.
По требованию от 13.02.2020 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности за 2018 год по транспортному налогу в размере 2400 рублей и суммы пени в размере 36,20 рублей, от 11.06.2020 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности за 2019 год по страховым взносам на ОМС в размере 6884 рублей и пени в размере 220,17 рублей, по страховым взносам на ОПС в размере 27429,38 рублей и пени в размере 877,28 рублей налоговым органом сформировано заявление о выдаче судебного приказа в отношении Онищенко М.В. на общую сумму 37847,03 рублей.
года вынесен судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о взыскании задолженности по налогам с Онищенко М.В., по которому возбуждено исполнительное производство и удержаны денежные средства по транспортному налогу 05.04.2021 года в размере 52,36 рубля, 13.04.2021 года в размере 2347,64 рублей и пене в размере 36.20 рублей, по страховым взносам на ОМС в размере 6884 рубля и пени в размере 220,17 рублей, по страховым взносам на ОПС в размере 27429,38 рублей и пени в размере 877,28 рублей, а всего 37847,03 рублей.
судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ был отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
По требованию от 15.02.2021года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности за 2019 год по транспортному налогу в размере 2400 рубля и пени в размере 25,50 рублей, за 2020 год по страховым взносам на ОМС в размере 8426 рубля и соответствующей суммы пени в размере 53,72 рубля, по страховым взносам на ОПС в размере 32448 рублей и пени в размере 206,86 рублей налоговым органом сформировано заявление о выдаче судебного приказа в отношении должника на общую сумму 43560,08 рублей.
года вынесен судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о взыскании задолженности по налогам с Онищенко М.В.
судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ был отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
Поскольку требование от 15.02.2021 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ на сумму 43560,08 рублей не исполнено налогоплательщиком в добровольном порядке, после получения инспекцией определения об отмене судебного приказа ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, направлено административное исковое заявление для рассмотрения дела по существу. Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 01.12.2023 года по делу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ требования налогового органа удовлетворены, с Онищенко М.В. взыскана задолженность за 2019 год по транспортному налогу в размере 2400 рубля и пени в размере 25,50 рублей, за 2020 год по страховым взносам на ОМС в размере 8426 рубля и пени в размере 53,72 рубля, по страховым взносам на ОПС в размере 32448 рублей и пени в размере 206,86 рублей, а всего в размере 43560,08 рублей. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21.02.2024 года решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда оставлено без изменений, жалоба без удовлетворения.
По требованиям от 03.11.2021 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, от 16.12.2021 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, от 15.02.2022 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности за 2020 год по транспортному налогу в размере 2400 рублей и пени в размере 8,40 рублей, по налогу на имущество в размере 0,38 рублей, по страховым взносам на ОПС в размере 458,80 рублей и пени в размере 12,26 рублей, за 2021 год по страховым взносам на ОМС в размере 8426 рублей и пени в размере 83,84 рубля, по страховым взносам на ОПС в размере 32448 рублей и пени в размере 322,86 рубля налоговым органом сформировано заявление о выдаче судебного приказа в отношении должника на общую сумму 44160,54 рублей.
года вынесен судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о взыскании задолженности по налогам с Онищенко М.В.
судебный приказ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ был отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 09.02.2023 года по делу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ требования налогового органа удовлетворены, с Онищенко М.В. взыскана задолженность за 2020 год по транспортному налогу в размере 2400 рублей и пени в размере 8,40 рублей, по налогу на имущество в размере 0,38 рублей, по страховым взносам на ОПС в размере 458,80 рублей и пени в размере 12,26 рублей, за 2021 год по страховым взносам на ОМС в размере 8426 рублей и пени в размере 83,84 рубля, по страховым взносам на ОПС в размере 32448 рублей и пени в размере 322,86 рубля, а всего 44160 рублей 54 копейки. Выдан исполнительный лист от 17.03.2023 ФС ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ.
В требование от 16.05.2023 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности вошли следующие суммы недоимки, переданная в ЕНС из карточки расчетов с бюджетом:
1.Транспортный налог в размере 7200 рублей, состоящий из 2400 рублей за 2019 год, 2400 рублей за 2020 год, 2400 рублей за 2021 год;
2.Налог на имущество в размере 146,38 рублей, состоящий из 0,38 рублей за 2020 год, 146 рублей за 2021 год;
3.Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 102951,70 рубль, состоящих из 34445 рублей за 2022 год, 32448 рублей за 2021 год, 1796,10 рублей за 2021 год (свыше 300 000 рублей), 458,80 рублей за 2020 год (свыше 300 000 рублей), 32448 рублей за 2020 год, 1355,80 рублей за 2018 год (перерасчет от 09.06.2020 года);
4.Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 27840,90 рублей, состоящих из 1924,62 рубля за 2018 год, 298,28 рублей за 2018 год (перерасчет от 09.06.2020 года), 8426 рублей за 2020 год, 8426 рублей за 2021 год, 8426 рублей за 2022 год.
Поскольку неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности, Межрайонной ИФНС России № 2 по Волгоградской области было сформировано в автоматическом режиме и 17.05.2023 года направлено в личный кабинет налогоплательщика требование ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об уплате задолженности по состоянию на 16.05.2023 года на сумму отрицательного сальдо ЕНС, которое на момент его формирования составило 154705,84 рублей, в том числе налог - 138138,98 рублей, пени - 16566,86 рублей со сроком добровольного исполнения до 15.06.2023 года. Получено налогоплательщиком 18.05.2023.
На основании п. 1 и п. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание, на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом).
года Межрайонной ИФНС России № 2 по Волгоградской области было вынесено решение ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (согласно ШПИ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, 17.08.2023 года вручено адресату) о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, с которым не согласен административный истец.
года Онищенко М.В. подана жалоба на решение налогового органа от 08.08.2023 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств. Вышестоящим налоговым органом вынесено решение от 10.11.2023 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об оставлении жалобы без удовлетворения.
Взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, драгметаллов на счетах (во вкладах) в банке осуществляется налоговым органом посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности соответствующего поручения банкам, в которых открыты счета должника, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджет. После этого банк должен исполнить решение налогового органа и перечислить денежные средства в бюджет (п. п. 3, 4, 6 ст. 46) п. 7 ст. 48 НК РФ).
Поручение налогового органа прекращает действие с момента формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Взыскание задолженности за счет иного имущества осуществляется судебными приставами-исполнителями. Для этого в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда налоговый орган направляет в электронной форме информацию о вступившем в силу судебном акте, содержащую в том числе требование о взыскании задолженности, судебному приставу-исполнителю для исполнения (п. 8 ст. 48 НК РФ).
С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение института Единого налогового счета (далее - ЕНС).
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов, налогового агента. На нем учитываются денежные средства, перечисленные (признаваемые) в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и совокупная обязанность в денежном выражении (п. п. 2, 4 ст. 11.3 НК РФ).
Единый налоговый платеж - это денежные средства, перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента и учитываемые на едином налоговом счете, а также взысканные с такого лица (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В требовании об уплате задолженности указывается, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требований об уплате законодательством не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности налогоплательщик может получить в личном кабинете или всеми другими способами, указанными в ст. 32 НК РФ.
Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (абз. 2 п.3 ст. 69 НК РФ).
Учитывая изложенное, требование об уплате формируется один раз на отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщика в установленные законодательством сроки и считается действующим до момента перехода данного сальдо через 0 (или равенства 0).
В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Таким образом, из ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ были исключены положения об обращении в суд с заявлением о взыскании в пределах сумм, указанных в требовании об уплате задолженности. Следовательно, сумма задолженности подлежит взысканию в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату формирования заявления о выдаче судебного приказа.
Следовательно, сумма по заявлению может быть как больше суммы по требованию об уплате задолженности (в случае, если после выставления требования наступил срок уплаты налога и не был уплачен, а также принимая во внимание, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности), так и меньше (в случае частичного погашения).
Кроме того, в соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по. уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В случае увеличения совокупной обязанности, отражение на едином налоговом счете начислений по пени на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ.
Таким образом, если до 01.01.2023 года пеня относилась к конкретному налогу, по которому была допущена просрочка платежа, то теперь пени начисляются на сумму совокупной обязанности по ЕНС (отрицательного сальдо ЕНС).
В связи с указанными изменениями с 01.01.2023 года процедура принудительного взыскания задолженности с физических лиц полностью соответствует действующему законодательству и не может нарушать прав Онищенко М.В.
Задолженность в общей сумме 138138,98 рублей по налогу и 16566,86 рублей по пене на момент формирования решения от 08.08.2023 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ у Онищенко М.В. была не исполнена. Необходимость формирования решения связана с направлением налоговым органом поручения в банк о перечислении денежных средств со счетов должника, как более быстрый способ исполнения. При наличия указанного решения его исполнение становится невозможным без судебного акта в отношении любой задолженности налогоплательщика вступившего в законную силу.
Доводы Онищенко М.В. о признании незаконным решения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 08.08.2023 года вынесенного в рамках взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку указанное решение является обязательным документом для начала процедуры взыскания по ст. 48 НК РФ в силу налогового кодекса и не может нарушать прав налогоплательщика.
Также в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что сроки на принудительное исполнение обязательств в соответствии со ст. 46-48 НК РФ были пропущены налоговым органом. Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 01.12.2023 года налоговому органу восстановлен срок для обращения в суд с административным иском к Онищенко М.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 15.02.2021 года, которое апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21.02.2024 года оставлено без изменения.
Административное исковое заявление Онищенко М.В. каких-либо иных доводов, кроме пропуска срок на обращение в суд с задолженностью за 2019-2020 года по требованию 15.02.2021 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, не содержит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований о признании незаконным решения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (согласно ШПИ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, 17.08.2023 года вручено адресату) о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 08.08.2023 года не имеется, а потому в удовлетворении заявленных административным истцом требований суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, судРЕШИЛ:░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░