Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-576/2024 ~ М-247/2024 от 12.02.2024

Дело №2а-576/2024

УИД 27RS0002-01-2024-000479-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Водолажской Т.М., при помощнике судьи ФИО7

представителя административных ответчиков ФИО8, действующей на основании доверенности от ДАТА,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ФКУЗ МСЧ-27 ФИО1, начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФИО1 Л.В., заместителю начальника УФИО1 по <адрес> ФИО9, ФИО1, старшему врачу-психиатру-эксперту филиала «Военно-врачебная комиссии №» ФКУЗ МСЧ-27 ФИО2 О.И. о взыскании денежных средств

установил:

ФИО3 обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным иском к ФКУЗ МСЧ-27 ФИО1, начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФИО1 Л.В., заместителю начальника УФИО1 по <адрес> ФИО9, ФИО1. В обосновании указав, что административный истец записался на медицинскую комиссию для участия в СВО добровольцем, сдал все необходимые анализы. В медицинской части ФКУ ИК-5 УФИО1 по <адрес> ему сообщили о наличии в медицинской карте диагноза «Органическое расстройство личности». Психиатрический диагноз был установлен единолично врачом - психиатром в период нахождения истца под стражей в ДАТА году в ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес>. Административный истец просит взыскать с административных ответчиков денежную компенсацию в размере № рублей.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФИО1, в качестве заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес>.

Протокольным определением от ДАТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника УФИО1 по <адрес> ФИО9, в качестве заинтересованного лица УФИО1 по <адрес>.

Протокольным определением от ДАТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФИО5 О.И.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание посредствам ВКС не явился, о судебном заседании уведомлен надлежащем образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает и просит их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в возражениях, согласно которым медико-санитарная помощь административному истцу оказывается в соответствии с требованиями Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (утв. Приказом Минюста ФИО4 от ДАТА №). Согласно п.п. 8-9 Порядка лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе, дисциплинарном изоляторе, в помещении, функционирующем в режиме СИЗО, в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта). В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана. Весь объем оказанной административному истцу ФИО3 медико-санитарной помощи отражен в амбулаторной карте. Административным истцом пропущен срок обращения с исковым заявлением в суд, диагноз был установлен ДАТА, иск подан в ДАТА году.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА №-О).

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ).

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных прав и интересов гражданина или организации.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и другим правовым актам.

Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Право на охрану здоровья граждан, в том числе отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации, а условия содержания таких лиц должны обеспечивать реализацию ими данного права.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при рассмотрении административных дел, связанных с непредставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам следует исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от ДАТА N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от ДАТА N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).

В силу пункта 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста ФИО4 от ДАТА N 285, оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФИО1, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ДАТА N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДАТА N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с п. 4 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденного Приказом Минздрава ФИО4 от ДАТА №н первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации лиц с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - наркологические расстройства).

Согласно п. 23 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденного Приказом Минздрава ФИО4 от ДАТА №н, предварительный диагноз наркологического расстройства устанавливается в течение первых суток с момента поступления на основании данных клинического обследования, результатов лабораторных исследований. Клинический диагноз наркологического расстройства устанавливается в течение 72 часов с момента поступления пациента на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований, динамического наблюдения.

Из ст. 10 Закона Российской Федерации от ДАТА N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" следует, что диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья. Для диагностики психических расстройств и лечения лица, страдающего психическим расстройством, применяются методы диагностики и лечения, не запрещенные законодательством Российской Федерации, а также лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Методы диагностики и лечения, а также лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц.

Частью 2 ст. 23 Закона Российской Федерации от ДАТА № "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определено, что психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение.

В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации от ДАТА № "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний. Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

Из ст. 27 указанного закона следует, что диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона. Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Закона. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров. Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от ДАТА N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическое освидетельствование проводится, по общему правилу, при наличии информированного добровольного согласия обследуемого для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи (части первая и вторая статьи 23). При этом, если психиатрическое обследование или лечение лица возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает перечисленные в статье 29 данного Закона Российской Федерации обстоятельства, лицо может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, т.е. без согласия, что в обязательном порядке предполагает проведение психиатрического освидетельствования (часть первая статьи 32 названного Закона Российской Федерации), которое, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, позволяет разрешить вопрос об обоснованности госпитализации и выступает тем самым гарантией прав госпитализируемого лица (Определение от ДАТА N 1755-О).

В свою очередь, диспансерное наблюдение устанавливается за лицом, в отношении которого ранее психиатрическим освидетельствованием было выявлено, что оно страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть третья статьи 26 и часть первая статьи 27 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). При этом решение комиссии врачей-психиатров о необходимости установления диспансерного наблюдения должно быть мотивировано и оформляется записью в медицинской документации (части вторая и третья статьи 27 названного Закона Российской Федерации).

Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривается возможность судебного контроля за решением об установлении диспансерного наблюдения, тем самым лицу, в отношении которого установлено такое наблюдение, гарантируется возможность судебной защиты своих прав (часть третья статьи 27, часть первая статьи 47 и статья 48).

Согласно представленной ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> справки от ДАТА, ФИО3, ДАТА г.р., прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФИО1 по <адрес> ДАТА. Осужден <данные изъяты> УК РФ на срок <данные изъяты> лет лишения свободы ИК строгого режима. Приговор вступил в законную силу ДАТА. Убыл ДАТА в ФКУ ИК-5 УФИО1 по <адрес>. Прибыл ДАТА по кассационному определению Девятого кассационного суда от ДАТА - апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДАТА отменено, уголовное дело передано в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение иным составом. Приговор вступил в законную силу ДАТА. Убыл ДАТА в ФКУ ИК-5 УФИО1 по <адрес>.

ДАТА осмотрен врачом – неврологом, состояние удовлетворительное, установлено со слов пациента наличие хронической токсической (алкогольной, наркотической) зависимости, рекомендовано принятие лекарственных препаратов.

Лекарственные препараты принимались согласно назначению в течение месяца с ДАТА, что подтверждает лист назначений лекарственных препаратов.

ДАТА осмотрен врачом-психиатром, поступили жалобы от пациента на раздражительность, бессонницу. В ходе беседы с врачом, сообщил о длительном употреблении синтетических наркотических веществ. Врачом установлен диагноз «органическое расстройство личности», назначено лечение.

ДАТА осмотрен врачом – неврологом, продолжено лечение по ранее установленному плану.

ДАТА осмотрен врачом-психиатром, поступили жалобы от пациента на раздражительность, нарушение сна. Со слов пациента, у врача – психиатра ранее не наблюдался, наблюдался у врача – нарколога по поводу употребления синтетических наркотиков. Также употреблял систематически алкоголь. На момент осмотра острых психических расстройств не выявлено. Врачом установлен диагноз «органическое расстройство личности», назначено лечение.

В период с ДАТА по ДАТА принимал лекарственный препарат, что подтверждает лист назначений лекарственных препаратов.

ДАТА проведен осмотр ФИО3 врачом – психиатром. Со слов пациента на учете у врачей нарколога, психиатра не состоял. Диагноз: данных за острую психиатрическую патологию не выявлено, в лечении не нуждается.

ДАТА административный истец ФИО3 обратился в УФИО1 по <адрес> с жалобой, в которой он просит провести проверку по факту установления ему диагноза и просит снять ранее установленный диагноз.

Поступившая жалоба была рассмотрена по существу и ДАТА дан ответ (№), согласно которому по существу вопросов, изложенных в обращении, была проведена проверка. Установлено, что осужденный ФИО3 состоит па диспансерном учете в филиале «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-27 ОСИП ФИО4, расположенном в ИК-5, с диагнозом: Хроническая токсическая (алкогольная, наркотическая, посттравматическая) энцефалопатия. Диагноз установлен па основании данных анамнеза жизни, объективного осмотра, инструментальных методов исследования. В настоящее время состояние ФИО3 удовлетворительное. Всю необходимую медицинскую помощь осужденный получает своевременно в полном объеме в соответствии с требованиями нормативных актов.

Согласно справке ФКУ ИК-5 УФИО1 по <адрес>, осужденный ФИО3, ДАТА г.р., которому назначено судебное заседание на ДАТА освобожден ДАТА условно на осн.ФЗ № ст.80.2ч.1 YK РФ в связи с заключением контракта о прохождении военной службы. Убыл: № <адрес>.

Обсуждая довод административного истца о постановке его на учет и установление диагноза «Органическое расстройство личности», суд не находит оснований согласится с ним, поскольку на протяжении длительного времени, осужденный входе беседы с врачами, сообщал им сведения об употреблении наркотических веществ, предъявлял жалобы связанные со своим самочувствием. По результатам первичного медицинского осмотра врачом-психиатром был установлен диагноз «Органическое расстройство личности», который на протяжении длительного времени ФИО3 принимал медицинские препараты, повторные приемы разными врачами и длительное наблюдение за пациентом подтверждали наличие данного диагноза. Расхождение данных относительно диагноза в медицинской карте, судом не установлено.

Довод административного истца в части неполучения сведений об установленном диагнозе, суд ставит под сомнение, так как осужденный ФИО3 лично был на приемах у врачей, которые фиксировали прием пациента, анамнез пациента с его слов, объективный осмотр и диагноз в медицинской карте. Суду не представлены доказательства, что прием велся в отсутствие пациента и врачом скрывались сведения, внесенные в медицинскую карту от пациента. Кроме того, суд принимает во внимание и тот факт, что административный истец от приема лекарственных препаратов, назначенных врачами, не отказывался и следовал рекомендациям врачей.

Обсуждая довод административного истца в части не возможности принятия участия в СВО из-за установленного диагноза, суд также находит несостоятельным, поскольку на момент рассмотрения данного дела административный истец заключил контракт о прохождении военной службы и находится на территории проведения СВО.

Давая правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам дела в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, суд приходит к выводу, что обстоятельства изложенные административным истцом ФИО3 не нашли своего подтверждения, в связи с чем административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доводы административного ответчика о пропуске обращения в суд являются несостоятельными, в виду следующего.

Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДАТА № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» на требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом (абзац второй статьи 208 ГК РФ). На требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. Например, требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику нарушением его трудовых прав, может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав (с соблюдением установленных сроков обращения в суд с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав) либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично (часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ).

Таким образом, суд приходит к выводу, что процессуальный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда истцом не пропущен.

Как видно из материалов дела, поводом для обращения в суд явилось нарушение права ФИО3 на установленные законодательством надлежащие условия содержания под стражей, то есть между сторонами, состоящими в не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности правоотношениях, в рамках которых один из участников (медицинская часть ФИО1) реализует административные и иные публично-властные полномочия по отношению к другому участнику (административный истец), возник публичный спор, который подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из дополнений к исковому заявлению, истец ФИО3 указывает, что постановка диагноза причинила ему моральный вред, в связи, с чем просит взыскать административного ответчика денежные средства.

Следовательно, заявленные истцом требования о компенсации морального вреда производны от установления факта нарушения условий содержания под стражей и подлежат рассмотрению применительно к правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В Определении от ДАТА № Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве определяются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. Устанавливая указанные меры, законодатель исходит из того, что в целом осужденные обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы.

Статьей 55 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страдании, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГКРФ).

Из анализа указанных законоположений следует, что применение норм о возмещении (компенсации) вреда предполагает наличие общих условий деликтной (гражданско-правовой) ответственности: наличие вреда, противоправность действий (бездействия) его причинителя, наличие причинно-следственной связи между вредом и противоправными действиями (бездействием), вина причинителя. Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

Факта причинения административному истцу физических и нравственных страданий не установлено, какими-либо объективными данными не не подтверждается.

Таким образом, с учетом приведенных норм права и представленными суду доказательствами, суд не находит основаниях для удовлетворения заявленного административного искового заявления, доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░ ░░░-27 ░░░1, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░ ░░░-27 ░░░1 ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░1 ░░ <░░░░░> ░░░9, ░░░1, ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №» ░░░░ ░░░-27 ░░░2 ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-576/2024 ~ М-247/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бородавкин Дмитрий Сергеевич
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России
Начальник филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России Варнавская Л.В.
Заместитель начальника УФСИН России по Хабаровскому краю Данилов А.Н.
Другие
ФСИН России
УФСИН России по Хабаровскому краю
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Водолажская Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация административного искового заявления
12.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Подготовка дела (собеседование)
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее