14RS0035-01-2022-010121-25

Дело № 2а-6604/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                                            07 августа 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкина А.А., при секретаре Неустроевой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономики Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по обеспечению пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники, отвечающей требованиям действующего законодательства,

установил:

Прокурор Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя следующими обстоятельствами. Прокуратурой Республики Саха (Якутия) совместно с прокуратурой Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» на предмет исполнения законодательства об основах охраны здоровья несовершеннолетних. По результатам проверки установлено, что детская поликлиника размещена в аварийном здании, расположенном по адресу: ____, что следует из акта от ____ года, физический износ здания составляет 84%, по состоянию на 2022 год указанный объект не включен в государственные программы, реализация которых направлена на строительство нового объекта, иной информации о строительстве нового объекта не имеется. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами своих обязанностей и недостаточном уровне ведомственного контроля. ____ года прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По информации Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 27.05.2022 года, в рамках государственных программ, в том числе, региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Республики Саха (Якутия) строительство 2-й очереди больничного комплекса детской поликлиники не предусмотрено в связи с ограниченностью выделяемых финансовых средств, всего включено на период 2021-2025 годы 14 объектов строительства. Просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обязанность принять меры по обеспечению пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», отвечающей требованиям действующего законодательства (путем строительства, приобретения иного здания или другим способом в соответствии с компетенцией), обязать Министерство финансов Республики Саха (Якутия) произвести финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», отвечающей требованиям действующего законодательства.

В ходе производства по делу истец изменил предмет требований, просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), выразившееся в непринятии мер по обеспечению отвечающего требованиям действующего законодательства пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники ГБУ Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница им. Г.Г. Никифорова», признать бездействие Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) по необеспечению финансирования мероприятий, направленных на обеспечение пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники и родильного отделения ГБУ Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница им. Г.Г. Никифорова», отвечающей требованиям действующего законодательства незаконным, обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) принять меры по обеспечению пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники ГБУ Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница им. Г.Г. Никифорова», отвечающей требованиям действующего законодательства (путем строительства, приобретения иного здания или другим способом в соответствии с компетенцией), обязать Министерство финансов Республики Саха (Якутия) и Министерство экономики Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники и родильного отделения ГБУ Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница им. Г.Г. Никифорова», отвечающей требованиям действующего законодательства (путем строительства, приобретения иного здания или другим способом в соответствии с компетенцией).

Представитель прокуратуры Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) Мордовской Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил о том, что эксплуатация здания детской поликлиники создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается осмотром специалиста Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), специалиста ГУ МЧС по Республики Саха (Якутия). Длительные обращения для решения вопроса не повлекли какого-либо результата, в связи с чем, на ответчиков должна быть возложена обязанность по обеспечению безопасного пребывания граждан в детской поликлинике в судебном порядке.

Представители административного ответчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по доверенности Самусев П.П., Яковлева Е.В. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, пояснили, что бездействие со стороны административного ответчика отсутствует, напротив, ими ведется постоянная работа для обеспечения финансирования строительства объектов, о чем свидетельствуют соответствующие обращения, заявки. Финансирование запрашивается как путем включения в инвестиционные проекты субъекта, так и путем включения в программы софинансирования из федерального бюджета. Кроме того, органы исполнительной власти и отраслевое министерство распределяют бюджетные ассигнования с учетом приоритетов строительства и ремонта медицинских учреждений, как в самом Усть-Алданском районе РС(Я), так в целом по субъекту имеются медицинские учреждения с более высокой степенью износа и нуждаемостью в строительстве новых зданий, реконструкции, капитального ремонта, приоритет включения которых в региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения Республики Саха (Якутия) более высокий. Требования прокурора не конкретизированы и не исполнимы, сам истец представляет справку об отсутствии на территории другого здания, где можно было разместить поликлинику, финансирование на строительство нового здания отсутствует, ремонт здания нецелесообразен с учетом износа. Бездействие со стороны ответчиков отсутствует, в настоящее время в Минздрав России направлен на согласование проект инвестиционной программы строительства нового здания на 2025-2030 г.г. за счет софинансирования из федерального бюджета, просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по доверенности Афанасьев И.Л. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснил о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку не уполномочено рассматривать вопросы формирования Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), что исключает возложение обязанности по финансированию спорного объекта. Поддержал ранее представленный отзыв, согласно которому, расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на строительство и приобретение (выкуп) объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Саха (Якутия) учитываются в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).

Представитель Министерства экономики Республики Саха (Якутия) Иннокентьев А.А. просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что министерство не уполномочено самостоятельно определять объекты и объемы финансирования для включения в проект Инвестиционной программы, в случае поступления заявки от ответственных исполнителей подпрограмм государственных программ Республики Саха (Якутия) и (или) государственных заказчиков в установленном порядке решение о включении объектов в проект Инвестиционной программы принимается Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период. Указывают на то, что здание детской поликлиники не было обследовано в установленном порядке, заключение технических специалистов о невозможности эксплуатации здания отсутствует. Заявки действительно поступали от Министерства здравоохранения РС (Я) на финансирование спорного здания поликлиники, однако ввиду ограниченности бюджетных средств объект пока не включен в инвестиционную программу. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельный отношений РС(Я) Лебедева А.Е. в суде пояснила, что здание детской поликлиники с.Борогонцы находится в оперативном управлении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», главным распорядителем бюджетных средств по отношении к которому является Министерство здравоохранения РС(Я), в полномочия которого и входит содержание, зданий, обеспечение их нормальной эксплуатации, формирование заявок на выделение для этих целей бюджетных ассигнований.

Заинтересованные лица Министерство строительства Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), ГБУ «Усть-Алданкая ЦРБ» о времени и месте судебного заседания извещены, своих представителей не направили, в соответствии со ст.126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие данных лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, отзывы сторон, суд приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Установлено, что прокуратурой Республики Саха (Якутия) совместно с прокуратурой Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» на предмет исполнения законодательства об основах охраны здоровья несовершеннолетних.

По результатам проверки прокуратура выявила, что детская поликлиника расположена в аварийном здании, расположенном по адресу: ____, что следует из акта от ____ года, физический износ здания составляет 84%, по состоянию на 2022 года указанный объект не включен в государственные программы, реализация которых направлена на строительство нового объекта, иной информации о строительстве нового объекта не имеется.

____ года прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) внесено представление №№ об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в срок до ____ года.

____ года Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) направило заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) информацию о рассмотрении представление №№ в режиме ВКС, со ссылкой для подключения и 05.05.2022 года представление прокурора рассмотрено комиссией Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», о чем утвержден протокол №2 с выводами, кроме того о том, что здание детской поликлиники участвует в программе модернизации первичного звена с 2019 года, потребности были отправлены 2019-2022 отчетные годы.

____ года Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) направило прокурору по представлению №№ информацию о том, что в рамках государственных программ, в том числе, региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Республики Саха (Якутия) строительство 2-й очереди больничного комплекса, в том числе детской поликлиники не предусмотрено в связи с ограниченностью выделяемых финансовых средств, всего включено на период 2021-2025 годы 14 объектов строительства. Министерством постоянно ведется работы по изысканию средств по проектированию и строительству объекта, неоднократно направлялись заявки на включение объектов здравоохранения в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе по данному объекту. 20.01.2022 года в адрес Министерства здравоохранения России направлены предложения по дополнительным объектам первичного звена, в том числе по объекту больничного комплекса в с.Борогонцы Усть-Алданского района. В случае подтверждения финансирования и выделения полной или частичной суммы потребности решение о строительстве объекта будет приниматься межведомственной комиссией по определению очередности строительства объектов здравоохранения. Последняя текущая заявка по строительству объекта была направлена в адрес Министерства экономики Республики Саха (Якутия) ____ года № №.

Вышеуказанные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами административных ответчиков своих обязанностей и недостаточном уровне ведомственного контроля.

В подтверждение доводов административного истца, заинтересованным лицом Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» представлены сводные протоколы постановочных вопросов населения, озвученных в муниципальных образованиях, входящих в состав муниципального района, в ходе отчета исполнительных органов Республики Саха (Якутия) о деятельности в 2019, 2020, 2021 году о потребности населения, кроме того, в строительстве спорного объекта. Также заинтересованным лицом представлены обращения в адрес исполнительных органов о потребности строительства поликлиники в с.Борогонцы (от ____ года, ____ года, ____ года), заявки от ____ года № № на финансирование строительства 2-ой очереди больничного комплекса в Усть-Алданском районе, от ____ года № № о включении в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» строительства 2-ой очереди больничного комплекса в Усть-Алданском районе, от 11.10.2022 года № 1038, от 11.10.2022 года № 1039 на финансирование на 2023 год строительства 2-ой очереди больничного комплекса в Усть-Алданском районе и фельдшерского пункта в с.Бяди. 02.02.2023 года заинтересованное лицо направило в адрес Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) заявку на утверждение технического задания на проектирование 2-ой очереди больничного комплекса в Усть-Алданском районе (в котором указано об аварийности, кроме того, детской поликлиники по акту от 2020 года). 14.02.2023 года данная заявка была скорректирована и направлена вновь с техническим заданием и медико-экономическим обоснованием строительства объекта.

Решением Якутского городского суда от 06 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Прокурора Усть-Алданского района РС(Я) отказано, с учетом следующего.

Расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на строительство и приобретение (выкуп) объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Саха (Якутия) учитываются в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).

В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия) бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия), муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Республики Саха (Якутия), местной администрацией муниципального образования.

Согласно программно-целевому методу планирования, реализация объектов капитального строительства на территории республики осуществляется в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), в которой предусмотрено распределение бюджетных ассигнований за счет средств федерального, государственного и внебюджетных источников финансирования.

Порядок формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.09.2019 №248 (далее - Порядок формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).

Так, в соответствии с п. 1.2 Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям бюджетных средств бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Республики Саха (Якутия) иных капитальных вложений.

Согласно п. 1.4. Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) формирование Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) осуществляется Министерством экономики Республики Саха (Якутия) на основании заявок отраслевых исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по согласованию с Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с п. 2.1, 2.2 Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) министерства и ведомства, с учетом предложений органов местного самоуправления определяют очередность проведения строительства и реконструкции объектов.

Согласно п. 2.10 Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) Министерство экономики Республики Саха (Якутия) после представления министерствами и ведомствами заявок на включение объектов и мероприятий в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) в соответствии с очередностью строительства и реконструкции объектов, проводит оценку готовности реализации проекта строительства (реконструкции) и социально-экономического эффекта для населения Республики Саха (Якутия). По итогам проведенной оценки, Министерство экономики Республики Саха (Якутия) формирует сводную потребность в объемах финансирования по структуре расходов государственного бюджета в разрезе государственных программ и внепрограммных расходов, предшествующего формированию государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий период и выносит его на заседание Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с абз.2 п.2.10 Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) общий объем бюджетных ассигнований за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на реализацию Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, а также объемы финансирования объектов и мероприятий по отраслям определяются решением Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно исходя из приоритетных задач региональных составляющих национальных проектов и (или) плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года и (или) национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года.

Согласно п.2.13 Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) Министерство экономики Республики Саха (Якутия) формирует проект Инвестиционной программы исходя из решения Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.

Пунктом 1.1 Положения о Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.06.2012 № 282 (далее - Положение о бюджетной комиссии), установлено, что Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период (далее - Бюджетная комиссия) является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) при составлении проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, внесения изменений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 Положения о бюджетной комиссии председателем Бюджетной комиссии является Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), а членами первые заместители Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), заместители Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и т.д.

Согласно п.2.2 Положения о бюджетной комиссии Бюджетная комиссия:

-определяет итоговое распределение бюджетных ассигнований на текущие и инвестиционные расходы, а также изменение объема средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств по уровню приоритетности для включения в проект закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) (подп.4);

-рассматривает и согласовывает проект Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период и внесение изменений в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и плановый период (подп.6).

Судом установлено, что Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) в целях изыскания средств по проектированию и строительству спорного объекта в комплексе 2-ой очереди, в адрес Министерства экономики Республики Саха (Якутия) были направлены заявки:

-№№ от ____ на включение объектов здравоохранения в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе по данному объекту. Заявка не была учтена в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2019 года № 322 «Об утверждении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

-№№ от ____ направлена заявка на включение объектов здравоохранения Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, в том числе по данному объекту. Заявка не учтена в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.02.2021 № 13 «Об утверждении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

____ года, в соответствии с приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) № № от ____ года в адрес ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» направлена заявка № № на включение объектов в Перечень проектной документации, финансируемой в рамках реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации», в том числе по данному объекту. Объект на 2021 год не включен (приказ Минстроя Республики Саха (Якутия) от ____ №№).

____ года Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) в адрес Министерства экономики Республики Саха (Якутия) была направлена заявка №03/И-01-23/2166 в рамках формирования проекта Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов направлена заявка по вновь начинаемым объектам и/или мероприятиям Инвестиционной программы и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе по данному объекту согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.09.2019 года № 248 «Об утверждении Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия)». Заявка не учтена в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.02.2022 № 86 «Об утверждении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

____ года Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) в адрес ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» направлена заявка №№ на включение 32 объектов здравоохранения в Перечень проектной документации, финансируемой в рамках реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации» на 2022-2023 годы, в том числе по данному объекту. Объект не учтен в приказе Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от ____ года № № «Об утверждении Перечня проектной документации, финансируемой в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации».

В адрес Министра здравоохранения Российской Федерации, направлены предложения 20.01.2022 №И-01-20/65, с учетом Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.01.2022 года № Пр-54, по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, по дополнительным объектам первичного звена, в том числе по объекту больничного комплекса в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса.

05.12.2022 года Глава Республики Саха (Якутия) направил в адрес Министра здравоохранения Российской Федерации обращение № 372-А1м о рассмотрении вопроса дополнительного финансирования из федерального бюджета на 2023-2025 годы на модернизацию первичного звена здравоохранения, кроме того, мероприятий по замене аварийных зданий подразделений первичного звена.

Вышеуказанные обстоятельства, административным ответчиком подтверждены документально.

Таким образом, установлено, что строительство 2-й очереди больничного комплекса не было предусмотрено в связи с ограниченностью выделяемых финансовых средств. При этом, в рамках государственных программ, в том числе региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Республики Саха (Якутия), со стороны заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» были направлены заявки на финансирование и на утверждение технического задания на проектирование 2-ой очереди больничного комплекса в Усть-Алданском районе (в котором указано об аварийности, кроме того, детской поликлиники). Вопрос о строительстве спорного объекта (детской поликлиники) в отрыве от данных заявок не ставился.

С учетом вышеизложенных положений, произведенных действий, суд признает обоснованными доводы стороны административных ответчиков о том, что решение о строительстве объекта будет приниматься межведомственной комиссией по определению очередности строительства объектов здравоохранения в случае подтверждения финансирования и выделения полной или частичной суммы потребности.

В обоснование аварийности спорного здания, наличия угрозы для жизни и здоровью граждан, административный истец ссылался на технические отчеты.

Так, согласно отчету Общества с ограниченной ответственностью научно-практического объединения «Техэксперт» № № от ____ года (по заказу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница»), техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания, расположенного по адресу: ____, год возведения 2003, оценено как аварийное, физический износ здания составляет 84%, здание дальнейшей эксплуатации не подлежит.

При этом, согласно отчету индивидуального предпринимателя Никитина А.Н. от ____ года (по заказу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница»), техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания, расположенного по адресу: ____, оценено как ограниченно работоспособное, физический износ здания составляет 55%, эксплуатация здания допускается при условии проведения мероприятий по повышению устойчивости несущих конструкций по всему зданию.

Данные отчеты содержат противоречивые выводы в части возможности либо невозможности эксплуатации спорного объекта, а также по процентам физического износа объекта (84 % и 55 %). При этом представленные административным истцом отчеты Общества с ограниченной ответственностью научно-практического объединения «Техэксперт» № № от ____ года и индивидуального предпринимателя Никитина А.Н. от ____ года, составлены в отношении иного объекта, расположенного по адресу: ____

Суд пришел к выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих невозможность эксплуатации спорного объекта, суду не представлено.

Кроме того, из совокупности представленных доказательств не следует, что спорное здание детской поликлиники (по адресу: ____) было признано аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, а именно, в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 № 577 «Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления» (далее – Положение).

Так, административным истцом не представлено соответствующее заключение межведомственной комиссии и решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании спорного здания детской поликлиники аварийным и подлежащим сносу. Технические отчеты не могут подменять установленный вышеуказанным Положением порядок определения аварийности объектов капитального строительства и его сноса.

Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РС(Я) от 11.10.2023 решение Якутского городского суда об отказе в иске прокурору оставлено без изменения.

Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 решение Якутского городского суда от 06.04.2023 и определение суда апелляционной инстанции от 11.10.2023 отменены и дела направлено на новое рассмотрение с указанием на те обстоятельства, что судом не устранены противоречия технических отчетов о возможности либо невозможности эксплуатации здания поликлиники, не рассмотрен вопрос о возможности обеспечения безопасного пребывания граждан в здании поликлиники иными способами, помимо строительства нового больничного комплекса.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий не установлена судом и при повторном рассмотрении настоящего административного дела.

Так, вопреки доводам административного истца, произведенные стороной ответчика действия свидетельствуют об отсутствии бездействия по заявленным административным истцом основаниям. При этом, в соответствии с Положением о бюджетной комиссии Министерство финансов Республики Саха (Якутия) принимает участие как один из членов коллегиального органа - Бюджетной комиссии, соответственно, не уполномочено рассматривать вопросы формирования Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), включая выделение дополнительных объемов средств или перераспределение средств между объектами или мероприятиями Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия). Указанное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по финансированию строительства детской поликлиники на Министерство финансов Республики Саха (Якутия). Отдельные исковые требования к ответчику Министерство экономики Республики Саха (Якутия) административным истцом не заявлены.

Министерством здравоохранения РС(Я) принимаются меры к выделению финансирования из бюджета субъекта и федерального бюджета путем включения объекта в инвестиционные программы в составе больничного комплекса, при этом, как следует из пояснений ответчика и представленных документов, здания учреждений здравоохранения, которые должны быть обновлены в с. Борогонцы наравне с детской поликлиникой за счет строительства нового больничного комплекса имеют еще больший процент износа и более ветхое состояние.

Как следует из обстоятельств дела и заключения опрошенного в судебном заседании специалиста Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Колодезникова М.П., им единолично с участием работников поликлиники в конце 2023 года проведен визуальный осмотр здания, расположенного по адресу: ____, где располагается поликлиника. В целом здание не старое, 2003 года постройки, косметический внутренний ремонт проводился, состояние удовлетворительное, визуально угрозы обрушения нет, однако такая угроза возможна, так как местами вскрывали полы и установили частичное разрушение фундамента и крен здания, неравномерные деформации в виде трещин гипсокартона. Также пояснил, что ремонт фундамента нецелесообразен ввиду дороговизны работ.

Также судом установлено, что на территории Усть-Алданского района отсутствуют здания, где возможно размещение детской поликлиники вместо здания, расположенного по адресу: ____, что следует из сообщения МКУ «Управления капитального строительства и архитектуры» МР «Усть-Алданский улус(района» РС(Я) № № от ____.

Принимая во внимание все вышеизложенное и на основании исследования доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Здание детской поликлиники по адресу: ____ действительно имеет существенный физический износ, особенно фундамента, частичное разрушение фундамента, однако не было признано аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, а именно, в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 № 577 «Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления».

Обследования производились визуально, отдельными специалистами, не комиссионно, доказательств того, что здание грозит обрушением и пребывание в нем небезопасно, истцом не представлено. Внутренняя отделка здания находится в удовлетворительном состоянии, пригодна для эксплуатации и пребывания людей. При этом, проведение капитального ремонта здания путем ремонта или замены фундамента нецелесообразно ввиду несоразмерности стоимости таких работ со стоимостью самого здания. Другие здания в населенном пункте для перевода детской поликлиники отсутствуют.

Таким образом, обеспечение пребывания неопределенного круга лиц в здании детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница», отвечающего требованиям действующего законодательства возможно только путем строительства нового здания поликлиники.

При этом, ответчики не бездействуют, меры по получению финансирования для строительства нового больничного комплекса Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница» принимаются, включение модернизации и строительства объектов здравоохранения субъекта в инвестиционные программы производится в очередности, определенной с учетом состояния, ветхости и значимости объектов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

___

___

░░░░░:                                                             ░.░.░░░░░░░

___

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-6604/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Усть-Алданского района РС(Я)
Ответчики
Министерство финансов РС(Я)
Министерство здравоохранения РС(Я)
Министерство экономики Республики Саха (Якутия)
Другие
Правительство Республики Саха (Якутия)
Министерство строительства РС(Я)
ГБУ РС (Я) «Усть-Алданская центральная районная больница»
Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кочкина Александра Альбертовна
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
11.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Подготовка дела (собеседование)
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее