Дело № 2а-258/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урюпинск 18 марта 2020 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Миронова А.В., при секретаре судебного заседания Нестеровой О.Н.,
с участием:
прокурора - Панченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности,
установил:
Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района был выявлен ряд нарушений, а именно: администрацией Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не созданы и не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года, и Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не осуществляется ведение реестра сведений о создании таковых мест. Нарушение санитарного законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой негативные последствия.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; обязать ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Управление отходами-Волгоград».
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. С административным иском согласны.
Заинтересованные лица, МУП «Газстройсервис» и ООО «Управление отходами-Волгоград» извещённые о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, в силу ст. 150 КАС РФ, учитывая, что лица, явка которых не признана судом обязательной, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, приходит к выводу о возможности рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно ч. 3 ст. 14 указанного ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). В силу ст. 1 Закон Волгоградской области от 28 ноября 2014 года N 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» (утв. Волгоградской областной Думой 27.11.2014) за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19, 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании частей 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта Российской Федерации отнесены к компетенции сельских поселений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области, в ходе проведения проверки, было установлено, что администрацией Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, отсутствует реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО и не созданы места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1039 от 31 августа 2018 года и ФЗ №89-ФЗ от 24 июня 1998 года. На территории Беспаловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство контейнерных площадок для населения территориальной схемой не предусмотрено. Накопление и сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жителями сельского поселения на территориях принадлежащих им жилых домов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МУП «Газстройсервис» по маршрутным графикам, согласованным с региональным оператором.
Поскольку требованиями указанных выше статей, вопрос об организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, отнесён к полномочиям административного ответчика, однако администрация сельского поселения неправомерно уклоняется от определения схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов, ведению реестра сведений о создании таковых мест и от оборудования мест для накопления ТКО, то суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны административного ответчика, которое нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона, следовательно, исковые требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению. В качестве способа восстановления права суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и сформировать реестр сведений о создании мест накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Суд, учитывая характер заявленных требований, а также последствия, которые могут произойти в результате установленного бездействия, полагает необходимым установить срок для исполнения предусмотренных законом и указанных в решении обязанностей в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Установленный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, доказательств, для иного вывода в материалы дела не содержат, стороной административного ответчика не представлено. Кроме того, административный ответчик вправе в порядке статьи 358 КАС РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.