44OS0000-01-2023-000278-48
Дело № 3а-65/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 мая 2024 года, г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Смирновой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙДРУГ» к департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Костромской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙДРУГ» (далее – ООО «СТРОЙДРУГ», общество) обратилось в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений автотранспортного комплекса, общей площадью 2 645 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 3 720 351,2 рубль;
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений автотранспортного комплекса, общей площадью 1 959 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 2 984 360,19 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений автотранспортного комплекса, общей площадью 7 952 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 8 129 011,52 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений автотранспортного комплекса, общей площадью 11 312 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 10 354 778,56 рублей.
Однако рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с отчётом № от 5 декабря 2023 года, выполненным оценщиком ООО «Оценка» Асташенковым С.В., по состоянию на 1 января 2022 года составляет 2 177 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с отчётом № от 5 декабря 2023 года, выполненным оценщиком ООО «Оценка» Асташенковым С.В., по состоянию на 1 января 2022 года составляет 1 350 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с отчётом № от 6 декабря 2023 года, выполненным оценщиком ООО «Оценка» Асташенковым С.В., по состоянию на 1 января 2022 года составляет 5 687 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с отчётом № от 6 декабря 2023 года, выполненным оценщиком ООО «Оценка» Асташенковым С.В., по состоянию на 1 января 2022 года составляет 8 632 000 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога, который рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.
Общество просит установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года.
Судом к участию в деле в ходе его рассмотрения в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Костромской области.
Определением Костромского областного суда от 23 апреля 2024 года выделены в отдельное производство требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
Административный истец ООО «СТРОЙДРУГ», извещённый о времени и мессе рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил.
Представители административных ответчиков департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Костромской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ», представитель заинтересованного лица администрации Костромской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных требований не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «СТРОЙДРУГ» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 952 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений автотранспортного комплекса, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 11 312 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений автотранспортного комплекса, расположенный по адресу: «Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года утверждена в размере 8 129 011,52 рублей и 10 354 778,56 рублей соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости влияют на объём налоговых обязательств административного истца, а, следовательно, затрагивают его права.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет № от 6 декабря 2023 года, выполненный оценщиком ООО «Оценка» Асташенковым С.В., в котором рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 5 687 000 рублей; отчет № от 6 декабря 2023 года, выполненный оценщиком ООО «Оценка» Асташенковым С.В., в котором рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 8 632 000 рублей.
Оценщик определил рыночную стоимость объектов с использованием доходного подхода, отказавшись от применения затратного и сравнительного подходов.
Рассчитывая стоимость объектов оценки доходным подходом (метод капитализации), оценщик в соответствии со сведениями об объектах-аналогах и корректировками по ряду ценобразующих факторов рассчитал среднюю арендную ставку, исходя из которой, в последующем установил чистый операционный доход и стоимость объектов недвижимости.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков – Ассоциации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованным лицом результаты оценки, содержащиеся в отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения в комиссию.
Поскольку административный истец обращался с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, датой подачи заявления в отношении указанного объекта следует считать дату такого обращения – 6 сентября 2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 7 952 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 687 000 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 11 312 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 632 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░ 2024 ░░░░.