Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1136/2023 ~ М-784/2023 от 07.03.2023

Дело № 2а-1136/2023

УИД 55RS0006-01-2023-000858-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года город Омск

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рыбалко О.С., при секретаре судебного заседания Цыбенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Омской области к Дмитриеву Сергею Васильевичу о взыскании задолженности по налогам и пеням,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области (далее Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Дмитриев С.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области и является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, страховых взносов, налога на доходы с физических лиц. По данным налогового органа Дмитриев С.В. с … является действующим адвокатом.

В соответствии со ст. 419 НК РФ Дмитриев С.В. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату накопительной страховой пенсии и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии.

Инспекцией налогоплательщику Дмитриеву С.В. направлено уведомление № …. от … на оплату земельного налога с физических лиц за 2020 год в размере 536,00 руб., налога на имущество за 2020 год в размере 257,00 руб. по сроку уплаты не позднее ….

На основании ст.ст. 69,70 НК РФ налоговым органом должнику заказным письмом с уведомлением были направлены требования: № …от …. со сроком исполнения до …; № ….от … со сроком исполнения до …..

В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.

Поскольку задолженность по налоговым обязательствам Дмитриевым С.В. погашена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 85 в Советском судебном районе в г. Омске мировым судьей судебного участка № 81 в Советском судебном районе в г. Омске … был вынесен судебный приказ № 2а-…/2022, однако, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика судебный приказ был … отменен.

Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, административный истец просит взыскать с Дмитриева С.В. недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ за 2020 год в размере 1999,00 руб.; пеню по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 34,70 руб. (на недоимку 1999,00 руб. за 2020 год за период с … по …); недоимку по налогу на имущество физически лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 257,00 руб.; пеню по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 6,89 руб. (на недоимку 257,00 руб. за 2020 год за период с … по …); недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 536,00 руб.; пеню по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 14,36 руб. (на недоимку 536,00 руб. за 2020 год за период с … по …); недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 32448,00 руб. и пеню в размере 521,33 руб. за период с … по …; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды за 2021 год в размере 8426,00 руб. и пеню в размере 135,38 руб. за период с … по …. Всего взыскать 44378,66 руб.

В судебном заседании представитель административного истца участие не принимал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Административный ответчик Дмитриев С.В. в судебном заседании заявленные административные требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска. Представил письменные возражения относительно административного искового заявления.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные
в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,
а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (далее, нормы НК РФ изложены судом в редакции, действующей на момент возникновения обязанности принудительного взыскания недоимки у налогового органа) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст. 69, 70 НК РФ).

Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Из анализа положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до 23.12.2020).

В соответствии с абз. 1-3 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до 23.12.2020 г.), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до 23.12.2020 г.). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до 23.12.2020 г.), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012
№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой налога Дмитриеву С.В. заказной корреспонденцией направлено требование № …. от …. (на общую сумму 2033,70 руб.), срок для добровольного исполнения – до ….; № …. от …. (на общую сумму 42344,96 руб.), срок для добровольного исполнения – до …..

Поскольку общая сумма налога, подлежащая взысканию превысила 10000 рублей, в соответствии с абз. 4 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ (вредакции, действующей на момент возникновения обязанности принудительного взыскания недоимки у налогового органа) уадминистративного истца возникла обязанность по принудительному взысканию налога, следовательно, налоговый орган был обязан обратиться к мировому судье с заявлением до 19.10.2022.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дмитриева С.В. задолженности по налогам и пеням налоговый орган обратился к исполняющему обязанности мирового судьи судебного участка № 85 в Советском судебном районе в г. Омске мировому судье судебного участка № 81 в Советском судебном районе в г. Омске … (дело № 2а-…/2022), т.е. в пределах установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 85 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 81 в Советском судебном районе в г. Омске от … судебный приказ отменен, в этой связи обратиться в суд с иском налоговый орган мог не позднее …..

Как следует из материалов дела, административный иск поступил первоначально в Советский районный суд г. Омска … соответственно в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Однако, определением Советского районного суда г. Омска от … административное исковое заявление было оставлено без движения сроком до … ввиду несоблюдения административным истцом положений КАС РФ.

… административное исковое заявление в отношении Дмитриева С.В. было возвращено административному истцу в связи с не устранением всех недостатков, и получено административным истцом …, что подтверждается почтовым уведомлением.

Повторно налоговый орган обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд только … (направлено почтовым отправлением ….), что подтверждается штампом входящей корреспонденции, следовательно, административное исковое заявление подано повторно за пределами установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срока для обращения в суд после отмены судебного приказа, поскольку срок обращения в суд истек.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с административным иском.

Суд, изучив ходатайство, приходит к следующему.

Поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и порядке принудительного взыскания налогов.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Налоговым органом не представлено каких-либо доказательств наличия уважительных причин пропуска процессуального срока. Более того, с даты возвращения административного искового заявления Советским районным судом (…) и получения его налоговым органом (….), у налоговой инспекции было достаточно времени для подготовки соответствующих документов в суд, однако налоговый орган воспользовался своим правом обращения в суд только …..

В этой связи суд приходит к выводу о том, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на своевременное взыскание обязательных платежей и санкций, а также права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При таких обстоятельствах в удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с административным иском надлежит отказать.

Учитывая дату обращения административного истца в суд после отмены судебного приказа, срок для принудительного взыскания налога явно пропущен, указанные обстоятельства позволяют суду принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1136/2023 ~ М-784/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области
Ответчики
Дмитриев Сергей Васильевич
Суд
Советский районный суд г. Омска
Судья
Рыбалко Олеся Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky--oms.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация административного искового заявления
07.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее