Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000462-21
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2023 года по делу № 2а-329/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом административное дело по административному исковому заявлению Карманова Р.И. к отделению судебных приставов по Усть-Куломскому району по УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Усть-Куломскому району по УФССП России по Республике Коми Мальцевой Н.Н. , Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Карманов Р.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Усть-Куломскому району по УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование требований указал, что заочным решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования ФИО6 о взыскании с него ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов. В отделении судебных приставов по Усть-Куломскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному листу № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Сыктывкарским городским судом Республики Коми по гражданскому делу №. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 32 525,22 рублей. Им предпринимались действия к своевременному исполнению решения суда. Судебным приставом-исполнителем к нему применены меры принудительного характера, а именно: произведен арест двух банковских счетов, открытых в Коми Отделении № ПАО Сбербанк, один из которых является зарплатным, на который ежемесячно поступает заработная плата. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на его заработную плату, в связи с чем ежемесячно происходили списания в размере 50% от заработной платы и иного дохода. Фактически меньше чем за год он исполнил решение в полном объеме. В настоящее время исполнение постановления судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора единовременно для него невозможно и затруднительно в связи с трудным материальным положением. Так, на его полном иждивении находится несовершеннолетний ребенок ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После расторжения брака с ФИО8 ребенок остался проживать с ним. Таким образом, неуплата крупной суммы денежных средств была связана не с умышленным его уклонением от исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа, а с его материальным положением. Все это свидетельствует о возможности освободить его от уплаты исполнительского сбора, или же уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В связи с этим просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 32 525,22 рублей. В случае неудовлетворения требований уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Усть-Куломскому району по УФССП России по Республике Коми Мальцевой Н.Н., Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми.
Административный истец Карманов Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Административные ответчики в судебном заседании не участвовали, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Врио начальника отделения судебных приставов по Усть-Куломскому району - представитель УФССП России по Республике Коми Булыгин А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №, представил в суд письменные возражения, в которых указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа – исполнительного листа, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Карманова Р.И. в пользу ФИО6 в возмещение ущерба причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, расходов за проведение оценки, судебных расходов на общую сумму 464 646 рублей. Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП направлено ДД.ММ.ГГГГ должнику Карманову Р.И. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен должнику срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет не Едином портале государственных и муниципальных услуг. Этим же пунктом должник предупрежден, что в соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы. В связи с этим считает, что оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора нет. Просит в удовлетворении заявления Карманова Р.И. отказать в полном объеме.
Заслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, исполнительных производств №-ИП, №-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 11 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа связано с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Статья 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» связывает применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу статьи 30 названного Закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 56 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года, суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя и вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункта 2 статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями частями 6, 15, 16 статьи 30 Закона, устанавливающих в том числе порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор, будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности, применяется судебным приставом-исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Карманова Р.И. в пользу ФИО6 в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, расходов за проведение оценки, судебных расходов на общую сумму 464 646 рублей.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, подписанное электронно-цифровой подписью судебного пристава-исполнителя, направлено ДД.ММ.ГГГГ в 12:54:59 посредством ЕПГУ должнику Карманову Р.И. Дата в время прочтения уведомления ДД.ММ.ГГГГ в 14:25:59.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет не Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Должник предупрежден, что в соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительно производстве» в связи с исполнением решения суда в полном объеме. Оплата задолженности по исполнительному документу производилась периодическими платежами.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Карманова Р.И. возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 32 525,22 рублей за несвоевременную оплату задолженности по исполнительному документу Сыктывкарского городского суда Республики Коми по гражданскому делу №.
Изучив представленные суду письменные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии объективных обстоятельств и уважительных причин, препятствовавших исполнению исполнительного документа в пятидневный срок. По словам истца, у него не было достаточных средств на единовременную уплату взысканной судом суммы. Данная причина не может быть принята судом как уважительная. Других причин не приведено. Таким образом, неисполнение исполнительного листа в установленный срок вызвано исключительно действиями (бездействием) Карманова Р.И. В связи с этим административный истец не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование своих требований Карманов Р.И. представил сведения о нахождении на его иждивении несовершеннолетнего ФИО7 (свидетельство о рождении I-EA № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное территориальным отделом загса <адрес> Министерства юстиции Республики Коми). Указанные обстоятельства принимаются судом для уменьшения размера исполнительского сбора. Принимая во внимание имущественное положение истца, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 24 393,91 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 24 393,91 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░