Дело №***а-2447/21 04 октября 2021 года
(УИД 78RS0№***-25)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
с участием прокурора ФИО8,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №*** об отмене решения (протокола), признании итогов голосования недействительными
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №*** об отмене решения (протокола), признании итогов голосования недействительными, указав в обоснование заявленных требований, что постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от **.**.**** №***, опубликованным в газете «Санкт-Петербургские ведомости» №***, **.**.****, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на **.**.****.
Решением Территориальной избирательной комиссии №*** Санкт-Петербурга от **.**.**** №*** административный истец был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №***.
Решением участковой избирательной комиссии (УИК) избирательного участка №*** от **.**.**** были установлены итоги голосования на избирательном участке №*** на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №***, подписан протокол.
Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2, 3 ст. 3). Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от **.**.**** №***-О «По жалобе гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав пунктом 9 статьи 69, подпунктом «е» пункта 2 и пунктом 4 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 14 статьи 74, пунктом 6 части 4 и частью 5 статьи 88 Избирательного кодекса <адрес>», конституционная природа выборов, подразумевает, что в основе формирования органов публичной власти, призванных обеспечивать представительство и выражение интересов граждан, должно лежать справедливое выявление подлинного волеизъявления избирателей (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** №***-П, от **.**.**** №***-П, от **.**.**** №***-П и др.).
Между тем, при организации процедуры голосования, во время проведения голосования на избирательном участке №***, при подсчете голосов и при проведении итогов голосования эти требования выполнены не были.
Так, в частности, на избирательном участке №*** массово голосовали граждане, не имеющие активного избирательного права на данных выборах.
В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Административный истец полагает, что в ходе голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №*** на избирательном участке №*** имели место нарушения, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Административный истец ФИО2 просит суд отменить решение (протокол) участковой избирательной комиссии избирательного участка №*** от **.**.**** об установлении итогов голосования на избирательном участке №*** на выборах депутатов Зак5онадательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №***; признать итоги голосования на избирательном участке №*** недействительными.
Административный истец ФИО2, представитель административного истца по доверенности ФИО5 в судебное заседание явились, административный иск поддерживают по доводам в нем изложенным. Дополняют основания административного иска указанием на то, что сейф, в нарушение Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования на выборах, референдумах, назначенных на **.**.****, в течение нескольких дней подряд, находился не в помещении для голосования, а в отдельной комнате без видеонаблюдения и видеорегистрации. Считают, что ответчиком не представлены доказательства того, что изображенные на фотографиях молодые люди являются курсантами или студентами. При этом представленные истцом видео материалы подтверждают, что одни и те же молодые люди заходят на различные избирательные участки.
Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка №*** по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, административный иск не признает, представил суду возражения, из которых следует, что с предъявленными требованиями Участковая избирательная комиссия избирательного участка №*** не согласна по следующим основаниям.
Как утверждает истец в своем административном исковом заявлении: «при организации процедуры голосования, во время проведения голосования на избирательном участке №***, при подсчете голосов и при проведении итогов голосования эти требования выполнены не были. Так, в частности, на избирательном участке №*** массово голосовали граждане, не имеющие активного избирательного права на данных выборах».
Административным истцом в административном исковом заявлении не указано сведений, какие права, свободы и законные интересы ФИО2 нарушены.
Административным истцом не представлены доказательства не только массового голосования граждан, не имеющих активного избирательного права на данных выборах, но и также, не представлено доказательств голосования хоть одного гражданина, не имеющего активного избирательного права на данных выборах.
Утверждение административного истца о массовом голосовании граждан, не имеющих активного избирательного права на данных выборах на избирательном участке №*** заявлено голословно и не подтверждено доказательствами.
Дополнительно сообщает, что за период проведения голосования 17, 18 и 19 сентября в Участковую избирательную комиссию избирательного участка №*** - жалоб на нарушение правил составления списков избирателей, участников референдума, нарушение порядка голосования и установления итогов голосования не поступало, что подтверждается Протоколом №*** участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №*** по избирательному участку №*** по Выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва.
На основании вышеизложенного представитель административного ответчика просит суд в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии №*** Санкт-Петербурга по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, административный иск не признает, суду сообщил, что на территории избирательного участка расположено военное училище, руководитель которого не дал согласия на осуществление видеосъемки, в связи с чем, стационарное оборудование для видеозаписи на участке не устанавливалось. Сейф находился в помещении участковой избирательной комиссии, законом не предусмотрено, что помещение состоит из одной комнаты, помещение участковой избирательной комиссии находилось под охраной.
Прокурор ФИО8 в своем заключении указала, что факт нарушения не доказан административным истцом, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
17, 18 и **.**.**** назначены выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации, Законодательного собрания Санкт-Петербурга и ряда муниципальных советов внутригородских муниципальных образований.
Решением №*** Территориальной избирательной комиссии №*** от **.**.**** ФИО2, выдвинутый избирательным объединением – Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №***.
**.**.**** членами участковой избирательной комиссии подписан Протокол №*** участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №*** по избирательному участку №***.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, под которым понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 337-О, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 3); избирателем, т.е. гражданином, обладающим активным избирательным правом, является совершеннолетний гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа; пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления; законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (подпункт 18 статьи 2, пункты 1 и 4 статьи 4); гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей только на одном избирательном участке (пункт 10 статьи 17).
Пункт 4 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав закрепляет, что Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Приведенное нормативное регулирование в равной степени распространяется на все уровни выборов публичной власти.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каких либо доказательств в обоснование административного иска в части массового голосования граждан, не имеющих активного избирательного права на данных выборах, административным истцом суду не представлено.
Не состоятельным суд находит и довод административного истца в части нарушения участковой избирательной комиссией положений пункта 3.8 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на **.**.****, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от **.**.**** №***.
Согласно указанному пункту, после этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф (металлический шкаф, металлический ящик) участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе иной документации не допускается.
Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей.
Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением (видеофиксацией).
Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать (в том числе в нерабочее и ночное время) видеорегистраторы (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации), обладающие необходимым размером памяти (емкостью) и возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки).
Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями.
В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне видеонаблюдения (видеофиксации) мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
Вместе с тем, само по себе отсутствие видеонаблюдения или видеофиксации в месте хранения сейф-пакетов не является основанием для признания находящихся в нем бюллетеней недействительными, а соответственно и отмены решения (протокола), признания итогов голосования недействительными.
Положением предусмотрены иные механизмы обеспечения сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней.
Так, пунктом 3.9 Положения предусмотрено, что гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете (на индикаторной ленте) индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (в случае их присутствия и проставления ими подписей); целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта.
Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными, согласно пункта 4.3 Положения, является:
отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты;
факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта Положения;
расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте.
Из указанного следует, что такое основание для признания всех избирательных бюллетеней недействительными, как отсутствие видеонаблюдения действующим законодательством не предусмотрено.
Не может суд согласиться и с позицией административного истца о несостоятельности ссылки административного ответчика на положения пункта 3.13 Положения, который, по мнению административного истца не отменяет требований пункта 3.8 Положения.
Согласно пункту 3.13 указанного Положения, хранение в участковых избирательных комиссиях избирательных бюллетеней, стационарных ящиков для голосования и сейф-пакетов, содержащих избирательные бюллетени, осуществляется в охраняемых помещениях.
Оба пункта, и 3.8 и 3.13 относятся к разделу 3 Положения «Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней».
Вместе с тем, пункт 3.8 положения предусматривает ситуацию, когда не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, и содержит рекомендацию по использованию видеорегистраторов, предоставляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Суд полагает, что сторона административного ответчика обоснованно ссылается на то, что нормы Положения об использовании видеорегистратора носят рекомендательный характер.
Положения же пункта 3.13 Положения, напротив, носят императивный характер, возлагая на участковую избирательную комиссию обязанность осуществлять хранение сейф-пакетов, содержащих избирательные бюллетени, исключительно в охраняемых помещениях.
Доказательства того, что указанная обязанность не исполнена ответчиком, суду не представлены. При этом административным истцом не представлены и доказательства того, что отсутствие видеонаблюдение привело к невозможности установления действительной воли избирателей.
Утверждение административного ответчика о том, что помещения участковой избирательной комиссии круглосуточно охранялись сотрудниками полиции, административным истцом не опровергнуто.
Частью 1.2 статьи 77 Федерального закона от **.**.**** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.
Так суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Подпункт "е" п. 2 данной статьи Закона позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от **.**.**** N 8-П, от **.**.**** N 1-П).
Суд пришел к выводу о том, что исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, нарушения избирательного законодательства, на которые ссылается административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №*** ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░