Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 25 июня 2019 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Петровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1154/19 по административному иску Саблина Станислава Валерьевича к администрации г.Тамбова о признании незаконным возврата уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Саблину С.В. на основании решения Советского районного суда г.Тамбова от 28.01.2015 на праве общей долевой собственности (17/50 доли) принадлежат: земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», кадастровый номер ***, площадью 583 кв.м., и жилой дом, площадью 80,7 кв.м., кадастровый номер ***, расположенные по адресу: ***. Право собственности подтверждено свидетельствами о государственной регистрации прав от 18.03.2015, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2018 и 17.12.2018.
Другими правообладателями указанных объектов являются Моисеева Н.Н. (11/25 доли) и Сазонов А.А. (11/50). Последним права собственности в органах Росреестра не зарегистрированы.
В 2016 году Саблин С.В. с согласия Моисеевой Н.Н. и Сазонова А.А. выполнил перепланировку и переустройство части жилого дома, а именно: заделал дверной проем между ком.№1 и ком.№ 4, пробил дверной проем между ком.№9 и ком.№ 4, демонтировал печь в ком. № 9, снес перегородку в ком.№ 9, а также начал работы по реконструкции жилого дома, залив фундамент и выложив по нему кирпичный цоколь размером 4, 18 м. на 1, 89 м., площадью застройки 7, 9 кв.м. Эти работы по реконструкции необходимы для осуществления планируемой одноэтажной пристройки к части жилого дома.
18.12.2018 Саблин С.В., руководствуясь положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, представил уведомление о начатой реконструкции индивидуального жилого дома с приложением необходимых документов.
Письмом комитета градостроительства администрации г.Тамбова от 28.12.2018 Саблину С.В. сообщено, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации его уведомление не может быть принято по причине отсутствия у Сазонова А.А. зарегистрированного в Едином государственной реестре недвижимости права на 11/50 доли земельного участка и жилого дома по ***. В этой связи согласие Сазонова А.А. на реконструкцию дома не имеет юридической силы.
Саблин С.В. обратился с административным иском в суд, в котором просит признать указанное решение незаконным, обязать комитет градостроительства администрации г.Тамбова принять уведомление о начатой реконструкции индивидуального жилого дома и по результатам проверки выдать Саблину С.В. уведомление о соответствии (несоответствии) параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0306026:17.
В административном иске Саблин С.В. указывает, что п. 4 ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет лишь необходимость указания застройщиком в уведомлении о планируемой реконструкции сведений о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц), но не определяет основание непринятия уведомления о планируемой реконструкции. Более того, ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая порядок подачи уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вообще не содержит нормы, по которой уведомление не может быть принято. Лишь ч. 6 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет основания возврата уведомления - в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи. Все необходимые сведения и документы Саблиным С.В. были представлены, следовательно, решение о непринятии уведомления о начатой реконструкции индивидуального жилого дома является незаконным.
В судебное заседание Саблин С.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Рязанов Ю.В. требования административного иска поддержал, указав, что административный истец по собственной инициативе представил к уведомлению согласие Моисеевой Н.Н. и Сазонова А.А. на реконструкцию дома. Требование о предоставлении таких документов ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит, поэтому ссылка в оспариваемом ответе не недействительность согласия Сазонова А.А. несостоятельна. По поводу отсутствия у Сазонова А.А. зарегистрированного в Едином государственной реестре недвижимости права на 11/50 доли земельного участка и жилого дома по ***. пояснил, что ранее данные объекты недвижимости принадлежали ФИО10., которая их продала по договору купли-продажи от 05.03.1998 Сазонову А.А. Однако, договор и переход права собственности по нему в органах регистрации прав зарегистрированы не были ввиду смерти ФИО4 С момента сделки и по настоящее время Сазонов А.А. пользуется частью жилого дома и земельного участка, но оформлять в установленном законом порядке свои права не желает. Уточнил требования административного иска, просил обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление от 18.12.2019 и принять соответствующее решение.
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Ларина О.Ф. в судебном заседании с требования административного иска не согласилась по изложенным в представленном отзыве на иск основаниям. Указала, что возвращая уведомление специалист комитета градостроительства администрации г.Тамбова исходил из смысла положений ч. 6 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в случае отсутствия в уведомлении сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В соответствии с ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства должно содержать сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц). Графой 2.4 утвержденной приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» формы уведомления предусмотрено заполнение сведений о наличии прав иных лиц на земельный участок при их наличии. В уведомлении административного истца в названной графе уведомления был указан сам Саблин С.В. и Моисеева Н.Н. как совладелец. Сазонов А.А. в нарушение ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении указан не был. При таких обстоятельствах комитет градостроительства администрации г.Тамбова обоснованно возвратил уведомление Саблина С.В. Считала, что административный истец пропустил сроки обращения в суд.
Представитель комитета градостроительства администрации г.Тамбова по доверенности Панин А.В. в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении административного иска, поддерживая позицию представителя администрации г.Тамбова.
Заинтересованные лица Моисеева Н.Н. и Сазонов А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 51.1.
В силу положений чч.1, 2, 3, 6, 7 указанной статьи в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи (часть1).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 3).
В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (часть 6).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7).
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона 3 августа 2018г. N340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу Федерального закона N340-ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16-21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N340-ФЗ), предусматривающие порядок направления уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также их содержание и перечень прилагаемых к ним документов.
Из материалов дела следует, что Саблину С.В. на основании решения Советского районного суда г.Тамбова от 28.01.2015 на праве общей долевой собственности (17/50 доли) принадлежат: земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», кадастровый номер ***, площадью 583 кв.м., и жилой дом, площадью 80,7 кв.м., кадастровый номер ***, расположенные по адресу: ***. Право собственности подтверждено свидетельствами о государственной регистрации прав от 18.03.2015, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2018 и 17.12.2018.
Другими правообладателями указанных объектов являются Моисеева Н.Н. (11/25 доли) и Сазонов А.А. (11/50). Последним права собственности в органах Росреестра не зарегистрированы.
В 2016 году Саблин С.В. с согласия Моисеевой Н.Н. и Сазонова А.А. выполнил перепланировку и переустройство части жилого дома, а именно: заделал дверной проем между ком.№1 и ком.№ 4, пробил дверной проем между ком.№9 и ком.№ 4, демонтировал печь в ком. № 9, снес перегородку в ком.№ 9, а также начал работы по реконструкции жилого дома, залив фундамент и выложив по нему кирпичный цоколь размером 4, 18 м. на 1, 89 м., площадью застройки 7, 9 кв.м. Эти работы по реконструкции необходимы для осуществления планируемой одноэтажной пристройки к части жилого дома.
18.12.2018 Саблин С.В., руководствуясь положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, представил уведомление о начатой реконструкции индивидуального жилого дома с приложением необходимых документов.
Письмом комитета градостроительства администрации г.Тамбова от 28.12.2018 Саблину С.В. сообщено, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации его уведомление не может быть принято по причине отсутствия у Сазонова А.А. зарегистрированного в Едином государственной реестре недвижимости права на 11/50 доли земельного участка и жилого дома по ***. В этой связи согласие Сазонова А.А. на реконструкцию дома не имеет юридической силы.
Административный истец оспаривает данное решение, полагая, что он не основано на положениях ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд соглашается с доводами административного истца, поскольку ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая порядок подачи уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вообще не содержит нормы, по которой уведомление не может быть принято. Лишь ч. 6 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет основания возврата уведомления - в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи.
Такое основание для возврата уведомления как незарегистрированное в Едином государственной реестре недвижимости право на земельный участок и жилой дом совладельца застройщика ч. 6 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации не определяет. В числе перечня документов, определенного ч. 3 ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставление согласие иных совладельцев земельного участка не поименовано.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение комитета градостроительства администрации г.Тамбова от 28.12.2018 принято в нарушение закона и поскольку такое решение препятствует Саблину С.В. на сегодняшний день осуществить реконструкцию жилого дома согласно требований ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 16 Федерального закона 3 августа 2018г. N340-ФЗ на основании ст. 227 КАС РФ административный иск подлежит удовлетворению.
Доводы административных ответчиков о не указании Саблиным С.В. в графе 2.4 утвержденной приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» формы уведомления сведений о наличии прав Сазонова А.А. на земельный участок с кадастровым номером *** являются несостоятельными, поскольку такое основание в оспариваемом решение не указано.
Кроме того, ввиду незарегистрированных прав Сазонова А.А. на земельный участок и жилой дом оснований для указания его в графе 2.4 утвержденной приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» формы уведомления не было.
Оспариваемое решение получено представителем административного истца 25.01.2019, административный иск подан в суд 17.04.2019.
Таким образом, предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок соблюден.
На основании, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 18.12.2018 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 68:29:0306012:97, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 18.12.2018 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 68:29:0306026:17.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.06.2019
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░