Изготовлено 22.12.2022 г.
Дело №а-2338/2022
УИД 76RS0015-01-2022-002916-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022 г. г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кутенева Л.С.,
с участием прокурора Муравьевой А.М.,
при секретаре Постновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Симона Александра Александровича к территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ярославля, избирательной комиссии Ярославской области, Ярославскому региональному отделению всероссийской политической партии «Единая Россия», Ярославскому фонду поддержки регионального сотрудничества и развития, Автономной некоммерческой организации «Центр социальных исследований и развития гражданских институтов», депутату муниципалитета г. Ярославля Липартелиани Зураби Гочаевичу об отмене результатов выборов депутата муниципалитета г. Ярославля восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, признании незаконными действий (бездействия),
установил:
Симон А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- отменить решение территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля от 14.09.2022 г. № в части избрания депутатом муниципалитета г. Ярославля по избирательному округу № 27 Липартелиани З.Г.;
- признать незаконным действия Ярославского фонда поддержки регионального сотрудничества и развития по финансированию избирательной компании Липартелиани З.Г.;
- признать незаконными действия АНО «Центр социальных исследований и развития гражданских институтов» по финансированию избирательной компании Липартелиани З.Г.;
- признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ярославля, связанного с ненадлежащим контролем за порядком финансирования и расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты муниципалитета г. Ярославля по избирательному округу № 27 Липартелиани З.Г.
Решением территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ярославля № от 28.07.2022 г. Симон А.А. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты муниципалитета г. Ярославля восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение СПП «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОРТЫ – ЗА ПРАВДУ».
Решением территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля № от 14.09.2022 г. «Об определении общих результатов выборов депутатов муниципалитета г. Ярославля восьмого созыва» определен список избранных депутатов муниципалитета г. Ярославля. В том числе, по одномандатному избирательному округу № 27 избран Липартелиани З.Г.
Симон А.А. полагает, что указанное решение от 14.09.2022 г. в части избрания депутатом муниципалитета г. Ярославля по избирательному округу № 27 Липартелиани З.Г. подлежит отмене в связи с тем, указанный депутат на проведение своей избирательной компании израсходовал помимо средств собственного избирательного фонда средства, средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом. Кроме того, в ходе избирательной компании допущены иные нарушения законодательства РФ о выборах, не позволяющие выявить действительную волю избирателей. Как указывает административный истец, избирательную компанию кандидата в депутаты муниципалитета г. Ярославля по избирательному округу № 27 Липартелиани З.Г. профинансировали юридические лица – Ярославский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, АНО «Центр социальных исследований и развития гражданских институтов», которые в силу закона не имеют права на осуществление подобных пожертвований. Данные нарушения закона остались без внимания территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ярославля. Указанные нарушения избирательной компании не позволяют выявить действительную волю избирателей соответствующего избирательного округа, в связи с чем решение территориальной избирательной комиссии в указанной части должно быть отменено.
Избирательная комиссия Ярославской области привлечена судом к участию в деле в качестве административного ответчика.
В судебном заседании административный истец Симон А.А., административные ответчики – территориальная избирательной комиссии Фрунзенского района г. Ярославля, территориальная избирательная комиссия Ленинского района г. Ярославля, избирательная комиссия Ярославской области, Ярославское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия», Ярославский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, Автономная некоммерческая организация «Центр социальных исследований и развития гражданских институтов», депутат муниципалитета г. Ярославля Липартелиани З.Г., заинтересованное лицо – региональное отделение социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Ярославской области участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, административными ответчиками – территориальной избирательной комиссией Фрунзенского района г. Ярославля, территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ярославля, избирательной комиссией Ярославской области представлены письменные возражения на административное исковое заявление, содержащие просьбу о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также, ор рассмотрении дела в свое отсутствие просит административный ответчик Липартелиани З.Г.
Выслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Симона А.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает (п. 1 ст. 58 указанного ФЗ).
В соответствии с п. 5, 6 ст. 58 указанного ФЗ, избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц;
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума: а) иностранным государствам и иностранным организациям; б) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона; в) лицам без гражданства; г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума - на день внесения пожертвования); д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); е) международным организациям и международным общественным движениям; ж) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; з) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; и) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); к) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; м) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям; н) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения; о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, до дня начала кампании референдума, а также некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, российским юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; п) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума, денежные средства либо иное имущество от: иностранных государств, а также от указанных в подпунктах "а" - "г", "е" - "з", "л" - "о" настоящего пункта органов, организаций или физических лиц; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта; организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании. В случае отложения голосования в соответствии с пунктом 33 статьи 38 настоящего Федерального закона предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного до такого отложения, предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован до такого отложения, могут быть увеличены до 20 процентов. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности, по наибольшему из указанных предельных размеров. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа. При отсутствии на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума. На выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата (п. 10,11 ст. 58 указанного ФЗ).
В силу п. 2 ст. 77 указанного ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22.04.2013 г. № 8-П, от 15.01.2002 г. № 1-П).
Контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и их расходованием возложен на избирательные комиссии, согласно п. 13 ст. 59 указанного ФЗ от 12.06.2022 г. № 67-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 73 Закона Ярославской области от 02.06.2003 г. № 27-3 «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» предельная сумма расходов кандидата за счет средств его избирательного фонда на выборах депутата представительного органа муниципального образования Ярославской области не может превышать: для муниципальных образований с числом избирателей более 150 тысяч - 10000000 рублей; для муниципальных образований с числом избирателей более 30 тысяч - 5000000 рублей; для муниципальных образований с числом избирателей от 10 до 30 тысяч - 3000000 рублей; для муниципальных образований с числом избирателей не более 10 тысяч - 2000000 рублей.
Согласно представленным избирательной комиссией Ленинского района г. Ярославля сведений, в избирательный фонд депутата Липартелиани З.Г. поступило 7000000 рублей, в том числе, от Ярославского фонда поддержки регионального сотрудничества и развития – 6000000 рублей, от Автономной некоммерческой организации «Центр социальных исследований и развития гражданских институтов» - 1000000 рублей. Денежные средства в указанном объеме израсходованы данным кандидатом в рамках избирательной компании. Расходование в ходе избирательной компании Липартелиани З.Г. средств, помимо образованного им избирательного фонда ни территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ярославля, ни территориальной избирательной комиссией Фрунзенского района г. Ярославля, ни избирательной комиссией Ярославской области не установлено.
Учет поступления и расходования средств избирательного фонда отражен в итоговом финансовом отчете, приложении к итоговому финансовому отчету депутата Липартелиани З.Г.
Круг лиц, перечисливших средства в избирательный фонд депутата Липартелиани З.Г. по запросу территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ярославля проверен Управлением министерства юстиции РФ в Ярославской области, Главным управлением министерства юстиции РФ по Нижегородской области, каких-либо нарушений избирательного законодательства Российской Федерации выявлено не было. Соответственно и Ярославский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, и Автономная некоммерческая организация «Центр социальных исследований и развития гражданских институтов» имели право на участие в формировании избирательного фонда депутата Липартелиани З.Г.
Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, по делу не было установлено, оснований для отмены результатов выборов депутата муниципалитета г. Ярославля восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, не имеется.
Доводы административного истца, изложенные в иске, не ставят под сомнение легитимность оспариваемых результатов выборов, поскольку доказательств, подтверждающих таких нарушений избирательного процесса, которые не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей, в материалы дела не представлено.
Доказательства наличия бесспорных нарушений, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей на избирательном участке № 27 в материалы дела также не представлено.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Поскольку административный иск не содержит убедительных доводов о допущенных нарушениях, а ходатайства административного истца об истребовании доказательств основаны на предположении о наличии в них свидетельств каких-либо нарушений законодательства о выборах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований.
Соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения иных требований административного истца, поскольку своего подтверждения при рассмотрении дела они также не нашли.
Руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░