68RS0002-01-2023-000611-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 22 июня 2023 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-915/2023 по административному иску Ониськивой Маргариты Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о признании незаконными действия по прекращению удержаний из пенсии должника,
У С Т А Н О В И Л:
Заявлением от 11.12.2018 Ониськива М.Ю. представила в пенсионные органы судебный приказ от 23.11.2018 № 2-3337/2018, выданный мировым судьей судебного участка № 3 Рассказовского района Тамбовской области, для осуществления принудительного исполнения – обращения взыскания на пенсию должника Леонтьевой А.В. в целях погашения задолженности по договору микрозайма.
С декабря 2018 года такие удержания производились до февраля 2023 года включительно.
01.03.2023 Ониськива М.Ю. получила письмо от 17.02.2023 о прекращении удержаний из пенсии должника в связи с поступившим постановлением судебного пристава – исполнителя о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
В данном письме разъяснены положения ч. 5.1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и то, что размер получаемых Леонтьевой А.В. выплат меньше прожиточного минимума. В связи с чем, учитывая обязательность выполнения требований судебного пристава – исполнителя, установленную ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ, продолжение удержаний по исполнительным документам невозможно до тех пор, пока размер выплат Леонтьевой А.В. не превысит размер прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Также в письме Ониськива М.Ю. проинформирована, что Федеральным законом № 229-ФЗ взыскателю предоставлено право на принудительное исполнение судебного акта через подразделение Федеральной службы судебных приставов, в распоряжении которого имеется возможность использования различных мер принудительного исполнения. В связи с этим общество вправе отозвать исполнительный документ в целях сохранения возможности реализации иных мер исполнения, а также соблюдения установленного ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Ониськива М.Ю. обратилась с административным иском в суд, в котором просит признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области по прекращению удержания из пенсии должника по судебному приказу от 23.11.2018 № 2-3337/2018.
В административном иске указано, что применение ч. 5.1 ст. 69 Федерального закона № 229-ФЗ возможно только при наличии исполнительного производства.
В настоящем случае Ониськива М.Ю. не обращалась в службу судебных приставов – исполнителей, а воспользовавшись правом по ст.ст. 9, 98, 99 Федерального закона № 229-ФЗ самостоятельно предъявило исполнительный документ в ОПФР по Тамбовской области для принудительного исполнения. Таким образом, исполнительное производство по судебному приказу от 23.11.2018 № 2-3337/2018 не возбуждалось.
Неправомерные действия административного ответчика, выразившиеся в прекращении удержания из пенсии должника, приводят к нарушению прав взыскателя на своевременное исполнение судебного акта и причинению убытков.
В судебное заседание Ониськива М.Ю. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного ответчика по доверенности Топорков И.Н. в судебном заседании возражал против требований административного иска, изложив такую же позицию, что и в письме ОСФР по Тамбовской области от 17.02.2023.
Остальные участники по делу в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами исполнительного производства в силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов исполнительного производства является принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (п. 4 ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9Федерального закона № 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Согласноч. 3 ст. 98Федерального закона № 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 ст. 99Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Из материалов дела следует, что заявлением от 11.12.2018 Ониськива М.Ю. представила в пенсионные органы судебный приказ от 23.11.2018 № 2-3337/2018, выданный мировым судьей судебного участка № 3 Рассказовского района Тамбовской области, для осуществления принудительного исполнения – обращения взыскания на пенсию должника Леонтьевой А.В. в целях погашения задолженности по договору микрозайма.
С декабря 2018 года такие удержания производились до февраля 2023 года включительно.
01.03.2023 Ониськива М.Ю. получила письмо от 17.02.2023 о прекращении удержаний из пенсии должника в связи с поступившим постановлением судебного пристава – исполнителя о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
В данном письме разъяснены положения ч. 5.1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и то, что размер получаемых Леонтьевой А.В. выплат меньше прожиточного минимума. В связи с чем, учитывая обязательность выполнения требований судебного пристава – исполнителя, установленную ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ, продолжение удержаний по исполнительным документам невозможно до тех пор, пока размер выплат Леонтьевой А.В. не превысит размер прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Также в письме Ониськива М.Ю. проинформирована, что Федеральным законом № 229-ФЗ взыскателю предоставлено право на принудительное исполнение судебного акта через подразделение Федеральной службы судебных приставов, в распоряжении которого имеется возможность использования различных мер принудительного исполнения. В связи с этим общество вправе отозвать исполнительный документ в целях сохранения возможности реализации иных мер исполнения, а также соблюдения установленного ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Ониськива М.Ю. считает, что прекращение удержания из пенсии должника по судебному приказу от 23.11.2018 № 2-3337/2018 незаконно, так как применение ч. 5.1 ст. 69 Федерального закона № 229-ФЗ возможно только при наличии исполнительного производства.
Оценивая данные доводы, суд исходит из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.07.2007 № 10-П, определениях от 13.10.2009 № 1325-О-0, от 15.07.2010 № 1064-О-О, от 22.03.2011 № 350-О-О, от 17.04.2012 №14-0-0 и от 24.06.2014 №1560-0 неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу ч.ч. 2 и 4 ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении требований исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника гражданина и членов его семьи.
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному - приставу исполнителю следует учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому гражданину и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально- экономических прав. При этом, необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное положение прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Исходя из положенийч. 1 ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
С 01.02.2022 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2021 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Данным законом ст. 69 Федерального закона № 229-ФЗ дополнена ч. 5.1, в силу которой должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размерепрожиточного минимуматрудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании заявления Леонтьевой А.В. судебным приставом – исполнителем ОСП по Рассказовскому и Бондарскому районам УФССП России по Тамбовской области вынесено постановление от 30.01.2023 о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
Данное постановление для исполнения представлено административному ответчику.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании вышеперечисленных норм закона и позиции Конституционного суда Российской Федерации суд находит верным решение пенсионного органа о прекращении удержаний по судебному приказу от 23.11.2018 № 2-3337/2018, поскольку в связи с принятым постановлением судебного пристава – исполнителя от 30.01.2023 административный ответчик обязан был сохранить прожиточный минимум для Леонтьевой А.В.
В противном случае были бы нарушены права должника на сохранение необходимого уровня его существования, а также была бы создана ситуация, при которой в неравном положении оказались бы взыскатели по представленному в пенсионные органы судебному приказу от 23.11.2018 № 2-3337/2018 и по исполнительному производству, находящемуся в производстве судебного пристава – исполнителя ОСП по Рассказовскому и Бондарскому районам УФССП России по Тамбовской области.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23.11.2018 № 2-3337/2018 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.06.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░