Дело № 2а-1043/2023
55RS0005-01-2023-000349-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Семиренко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2023 года
дело по административному иску Шаханина А. В. о признании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации незаконным, устранении нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шаханин А.В. обратился в суд с административным иском.
Свои требования мотивировал тем, что в 2021 году по просьбе владельца публичной группы с названием <данные изъяты> Васильева Р.В. переслал ему ссылку для скачивания видеоклипа к песне <данные изъяты>, который также был размещен на его собственном канале в Youtube по адресу <данные изъяты>
Его клип на авторскую песню с измененным названием <данные изъяты> Васильев Р.В. разместил в социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> в своей группе, а он ДД.ММ.ГГГГ данное видео добавил к себе в галерею своей страницы и разместил у себя на странице <данные изъяты> в социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты>.
Однако в настоящий момент указанное видео заблокировано с формулировкой «данное видео недоступно, так как автор заблокирован». По ссылке публичной группы в социальной сети «ВКонтакте», созданной Васильевым Р.В., <данные изъяты> размещено объявление: «Этот материал заблокирован на территории РФ согласно требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
На его обращение Васильев Р.В. сообщил, что в 2014 году в социальной сети «ВКонтакте» он зарегистрировал группу в социальной сети «ВКонтакте» <данные изъяты>, где размещал посты патриотического содержания, а в начале 2022 года - опубликовал новости в поддержку России, Армии и СВО. Однако ДД.ММ.ГГГГ он обнаружил, что данная группа заблокирована на территории Российской Федерации решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, хотя он никогда не публиковал негативно образующие материалы, предупреждений о необходимости удаления каких-либо материалов ему не поступало. На его обращение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ответ не поступил.
Считает, что блокировка его песни <данные изъяты> с указанной выше формулировкой блокировки негативно сказывается на его репутации.
На основании изложенного просил обязать ответчиков отменить блокировку видеоклипа к его песне <данные изъяты> в социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> в группе социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты>, признать блокировку песни ошибочной, незаконной.
Отменить блокировку группы в социальной сети «ВКонтакте» по <данные изъяты>, признать блокировку данной группы ошибочной, незаконной.
Обязать Васильева Р.В. совершить действия в виде обжалования незаконного решения о блокировке созданной им публичной группы в социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> с названием <данные изъяты> в прокуратуре РФ, Роскомнадзоре.
В принятии части иска, заявленных к Васильеву Р.В., ООО «ВКонтакте» об отмене блокировки группы социальной сети, признании ее ошибочной, незаконной, обязании совершить действия в виде обжалования решения о блокировке публичной группы в социальной сети, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Шаханину А.В. отказано.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роскомнадзора по Омской области, административного ответчика - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно просит признать незаконным требование Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе и к видеоклипу, размещенному в социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> под названием <данные изъяты>.
Административный истец Шаханин А.В. в судебном заседании уточненные требования поддержал. Пояснил, что его песня, видеоклип к которой Васильев Р.В. разместил в своей группе в социальной сети «ВКонтакте», за сутки набрала более 400 000 голосов. Ему до настоящего времени неизвестна причина, по которой заблокирован материал этой группы, в числе которого находится и его песня.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ Сосковец И.В., действующая на основании доверенности (л.д.40), в судебном заседании возражала против требований,указывая на их необоснованность. Полагала, что оспариваемое требование прав административного истца не нарушает.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управления Роскомнадзора по Омской области Подберезкин В.А., действующий на основании доверенностей (л.д.49,52), в судебном заседании поддержал позицию представителя Генеральной прокуратуры РФ.
Заинтересованные лица Васильев Р.В., ООО «В Контакте» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заедании установлено, что Шаханин А.В. является автором и исполнителем песни <данные изъяты> что подтверждается реестром произведений российских правообладателей (л.д.8,55-62).
Как указывает Шаханин А.В. в административном иске, в 2021 году передал основателю публичной группы в социальной сети «ВКонтакте» <данные изъяты> Васильеву Р.В. ссылку для скачивания видеоклипа к его песне <данные изъяты> который с измененным названием <данные изъяты> был размещен в социальной сети <данные изъяты>, электронный адрес группы <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Генеральной прокуратурой РФ вынесено требование №, адресованное руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, согласно которому, по результатам изучения материалов, поступивших из прокуратур субъектов Российской Федерации по факту размещения в сети «Интернет» недостоверной информации, направленной на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации, на электронных сайтах, в том числе по электронному адресу <данные изъяты> выявлены видео- и текстовые материалы, содержащие ложную информацию относительно целей и задач специальной военной операции на территории Украины, способах ведения боевых действий, количественных человеческих потерях Вооруженных Сил Российской Федерации, обстрелах и жертвах среди мирного населения. Однако по данным официальных источников Российской Федерации, в том числе Министерства обороны РФ, указанная информация не соответствует действительности, формирует у людей паническое настроение, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности (л.д. 81-91, 97-107, 109-119, 159-180).
Затем Генеральная прокуратура РФ обратилась в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с требованием принятия мер по ограничению доступа к информации, размещенной в сети Интернет, в том числе в социальной сети «ВКонтакте», в частности в группе <данные изъяты> с электронным адресом <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Роскомнадзором в адрес администрации социальной сети «ВКонтакте» на адрес электронной почты провайдера хостинга сайта <данные изъяты> ввиду особенностей архитектуры самого сайта с адреса электронной почты <данные изъяты>ru направлено уведомление с требованием об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона, в том числе в отношении <данные изъяты> (л.д.120, 121-122,181,182-184).
Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, регулируется положениями ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложных сообщений об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия, распространяемой под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, или информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, информации, содержащей призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций, информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», или организации, деятельность которой запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, информации, указанной в ст. 6.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, а также при поступлении уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от Председателя Центрального банка Российской Федерации или его заместителей в отношении информации, указанной в ст. 6.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в ч.1 настоящей статьи, незамедлительно:
1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию;
2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;
3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в п. 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в п.2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 5.1 ст. 46 Федерального закона от 07.06.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Особенности функционирования Системы взаимодействия в целях реализации ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в том числе порядок направления вышеуказанного уведомления регламентирован Порядком функционирования Информационной системы взаимодействия, утвержденного приказом Роскомнадзора от 16.03.2021 № 27.
На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.
В соответствии с п. 3.5 Положения об Управлении - Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, а также в соответствии с п. 3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети «Интернет», а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет», информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями ст. 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1.1 – 15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
В данном случае вопреки доводам административного истца основанием для направления Генеральной прокуратурой РФ в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций требования № от ДД.ММ.ГГГГ об ограничении доступа к информационным ресурсам явился факт размещения на приведенных в данном требовании интернет-сайтах информационных материалов, содержащих недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины.
Оценив фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанные с внесением оспариваемого требования от ДД.ММ.ГГГГ № об ограничении доступа к сайтам в полном объеме соответствуют требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 26.08.2019 № 596.
При внесении в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций требования об ограничении доступа к информационным ресурсам должностное лицо Генеральной прокуратуры РФ действовало в пределах полномочий, руководствуясь нормами закона, предусматривающими запрет на распространение запрещенных информационных материалов.
Кроме того, суд учитывает, что само по себе оспариваемое требование Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ права и законные интересы административного истца Шаханина А.В. не нарушает, каких-либо обязанностей на него не возлагает, поскольку ограничение доступа к информационному ресурсу производится Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а не Генеральной прокуратурой РФ.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, действий (бездействия), а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
При рассмотрении настоящего дела не установлено совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого акта требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца, наличие которых необходимо для удовлетворения административного иска.
Таким образом, заявление Шаханина А.В. об оспаривании требования Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об ограничении доступа к информационным ресурсам является необоснованным.
При этом суд отмечает, что Шаханин А.В. не является ни владельцем сайта - социальной сети «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты>, ни администратором доменного имени группы в социальной сети «ВКонтакте» с адресом <данные изъяты>, поэтому не вправе требовать возложения на ответчиков обязанности отменить ограничение доступа к информации в социальной сети «ВКонтакте», признания данного ограничения незаконным. Судом установлено и не оспаривалось административным истцом, что доступ к его личной странице в социальной сети «ВКонтакте», где размещен видеоклип к его песне <данные изъяты> не ограничивался.
При таких обстоятельствах суд считает, что основания для удовлетворения заявленных Шаханиным А.В. требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ / ░░░░░░░ - ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.