Дело № 2а-571/2022
25RS0026-01-2022-000537-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Лучегорск 20 декабря 2022 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Шевцова А.С., при секретаре Хрипаченко Н.Ю., участием:
прокурора Пожарского района Приморского края Щербань Е.И.,
представителя Администрации Пожарского муниципального района Приморского края Поткиной О.П.,
представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю Железняка М.А.,
представителя МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Пожарского муниципального района Приморского края» Зюзь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Пожарского района Приморского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пожарского муниципального района Приморского края, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пожарского района Приморского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пожарского муниципального района Приморского края, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края (далее МОБУ СОШ № 5) о возложении обязанности, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки по исполнению требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе, антитеррористической защищенности объектов образования Пожарского муниципального района Приморского края, установлено, что по адресу: Приморский край, Пожарский район, с. Нагорное, ул. Юбилейная, дом № 7 расположено и осуществляет деятельность МОБУ СОШ № 5. По результатам проведенного обследования и категорирования образовательных учреждений Пожарского муниципального района Приморского края в 2021 году утвержден акт обследования и категорирования объекта образования, на основе которого разработан и согласован паспорт безопасности образовательного учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия по антитеррористической защищенности школы (территории) в соответствии с Требованиями в полном объеме не выполняются: не предприняты меры по установке систем передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии. Вышеуказанное нарушение не способствует соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, не обеспечивается защищенность МОБУ СОШ № 5. Указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся), поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих и посещающих учебное заведение лиц. Безопасное функционирование образовательной организации возможно только с соблюдением требований норм антитеррористической защищенности, что будет гарантировать безопасность находящихся там лиц. Указывает, что сложившаяся ситуация является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и повышение уровня антитеррористической защищенности объекта. Просил обязать администрацию Пожарского муниципального района Приморского края устранить нарушения закона, путем выделения необходимых бюджетных средств МОБУ СОШ № 5 для обеспечения образовательного учреждения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МОБУ СОШ № 5 устранить нарушения закона путем установки системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств администрацией Пожарского муниципального района Приморского края.
Определением суда от 8 июля 2022 года суд к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Пожарского муниципального района Приморского края», Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю, Федеральное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» по Приморскому краю, принято решение о рассмотрении иска по правилам административного судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования, с учетом которых просил обязать администрацию Пожарского муниципального района Приморского края устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств МОБУ СОШ № 5 для обеспечения образовательного учреждения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и поддержание их в исправном состоянии в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МОБУ СОШ № 5 устранить нарушения закона путем установки системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и поддержание их в исправном состоянии в течение одного месяца с момента выделения денежных средств администрацией Пожарского муниципального района Приморского края.
В судебном заседании прокурор Пожарского района Приморского края уточненные исковые требования поддержал.
Представитель администрации Пожарского муниципального района Приморского края, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указала, что МОБУ СОШ № 5 и администрация района в пределах своих полномочий в сфере образования обеспечивают права учащихся и учителей, созданы условия для обучения и воспитания. В школе дежурят учителя, которые вместе с другими работниками учреждения обеспечивают при наступлении чрезвычайных обстоятельств организованный вывод учащихся из здания. Полагает, что обеспечение самостоятельной системой передачи тревожных сообщений не целесообразно, поскольку МОБУ СОШ № 5 находится на значительном удалении от пгт Лучегорск Приморского края, где базируются группы задержания и оперативная группа на сигнал тревоги будет реагировать длительное время. На сегодняшний день у всех сотрудников общеобразовательного учреждения, ответственных за антитеррористическую защищенность на мобильном устройстве установлено приложение «112», с помощью которого, сотрудники школы смогут сообщить о происшествии и вызвать на помощь медиков, пожарных, полицию и другие экстренные оперативные службы. В экстренной ситуации спасательная служба будет знать местоположение устройства, с которого был осуществлен вызов на «112», которое также будет запрашиваться в фоновом режиме. Полагал, что МОБУ СОШ № 5 предприняты все меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель МОБУ СОШ № 5 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Пожарского муниципального района Приморского края» в судебном заседании пояснил, что приложение «112» является единым, общедоступным на территории всей страны, обеспечивает надлежащее извещение аварийных, правоохранительных и специальных служб в случае чрезвычайного происшествия.
Представитель ФКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» по Приморскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.
Неявка указанных лиц по мнению суда не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю Железняк М.А. исковые требования прокурора поддержал, полагал их законными и обоснованными.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействием терроризму – является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом, согласно п. 7, п. 13 ч. 1 ст. 2 указанного Закона, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения и соразмерность мер противодействия степени террористической опасности.
В силу п. 12 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5.10.2009, одним из направлений противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма. В числе мер по предупреждению терроризма Концепция выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническим средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с пунктом 6.48 «СП 118.13330.2012, Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».)
Приказом Рособразования № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Анализ вышеприведенных нормативных положений, позволяет суду сделать вывод о том, что администрация Пожарского муниципального района Приморского края и МОБУ СОШ № 5 вправе самостоятельно выбрать те меры антитеррористической защиты, которые с учетом уязвимости и защищенности, будут наиболее эффективны в отношении конкретного объекта.
Конкретная форма мер безопасности учреждения определяется в паспорте безопасности объекта массового пребывания людей, утвержденного по правилам пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Паспорт содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района на основании поручения прокуратуры Приморского края проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности МОБУ СОШ № 5 Пожарского муниципального района Приморского края. По результатам проверки, выявлены нарушения в части не принятия мер по установке систем передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
25 января 2022 года директору школы внесено представление об устранении нарушений, которое не исполнено, что явилось поводом для обращения в суд с названным административным иском, в том числе к администрации Пожарского муниципального района Приморского края, осуществляющей полномочия учредителя данного образовательного учреждения.
Вместе с тем, согласно паспорту безопасности объекта и Акта обследования и категорирования, образовательному учреждению МОБУ СОШ № 5 присвоена 4 категория опасности, даны рекомендации по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности.
Из Акта приемки организации, осуществляющей образовательную деятельность, к началу 2021/2022 учебного года, составленного 3 августа 2021 года усматривается, что мероприятия по обеспечению охраны и антитеррористической защищенности организации выполнены: охрана объектов организации осуществляется сторожами (3 сотрудника); ежедневная охрана осуществляется сотрудниками в составе 2 человек. Договоры по оказанию охранных услуг не заключены; объекты организации системой охранной сигнализации не оборудованы; системами видеонаблюдения и охранного телевидения объекты оборудованы; организована прямая связь с органами МВД (ФСБ) с использованием телефона АТС, Ростелеком.
На основании приказа директора № 25 от 12 февраля 2018 года в МОБУ СОШ № 5 установлен пропускной режим. 2 августа 2021 года директором МОБУ СОШ № 5 утвержден план антитеррористических мероприятий на 2021-2022 учебный год.
Директором МОБУ СОШ № 5 в целях повышения уровня антитеррористической защищенности издан приказ № 90 от 29 июля 2021 года о возложении на должностных лиц учреждения ответственности за антитеррористическую безопасность Животок О.Г. и Дмитриевой И.В., которыми были пройдены курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории); 20 мая 2022 года приказом № 59 закреплены должностные лица учреждения по использованию мобильного приложения «Экстренный вызов 112» и утверждена Инструкция об использовании указанного мобильного приложения; 31 мая 2022 года утвержден график дежурств работников МОБУ СОШ № 5.
Как следует из материалов дела, объект МОБУ СОШ № 5 представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание, предусмотрено 5 входов в здание, по периметру имеется металлическое ограждение, стадион огорожен деревянным забором, учреждение оснащено системой видеонаблюдения, разработаны мероприятия по безопасному функционированию объекта с возложением обязанностей по контролю на работников образовательного учреждения, организован пропускной режим, ведется ежедневный журнал посещений, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта, у сотрудников учреждения на сотовых телефонах установлено приложение «SOS 112», которое позволяет передать тревожное сообщение в службу «112» различными способами, что в совокупности, по мнению суда, свидетельствует об исполнении администрацией Пожарского муниципального района Приморского края и администрацией МОБУ СОШ № 5 требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Более того, согласно письму Отдела вневедомственной охраны по Пожарскому району Приморского края – филиала ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации по Приморскому краю» от 4 марта 2022 года № 821/28-84, в связи с отдаленностью образовательных учреждений, находящихся в сельских поселениях Пожарского муниципального района Приморского края, в том числе, МОБУ СОШ № 5, обеспечение своевременного прибытия группы задержания ОВО на вышеуказанный объект по сигналу «Тревога» для обеспечения безопасности, в том числе, принятия необходимых мер пресечения противоправных действий в отношении детей и работников учреждения не представляется возможным. Подключение данных объектов на пульт централизованной охраны ОВО возможно только посредством мониторинга, включающего в себя контроль за состоянием технических систем охраны, установленных на объекте, а также незамедлительную передачу информации о поступающих сигналах «Тревога», либо о происшествии, имеющего признаки совершенного или готовящегося преступления в соответствующие службы реагирования (ОМВД России по Пожарскому району Приморского края), порядок действия которых при выезде к объекту осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», нормативно-правовыми актами МВД России.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Администрации Пожарского муниципального района Приморского края и МОБУ СОШ № 5 незаконного бездействия, связанного с отсутствием обеспечения надлежащей антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Учитывая удаленность МОБУ СОШ № 5, расположенного в с. Нагорное Пожарского района Приморского края, до ближайшего филиала ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации по Приморскому краю», находящегося в пгт Лучегорск Пожарского района Приморского края, наличие возможности у сотрудников МОБУ СОШ № 5 по передаче тревожного сообщения в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» посредством как стационарного, так и мобильных телефонов, принятые в учреждении меры антитеррористической защищенности, суд полагает, что установка в здании названного учреждения системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, в условиях невозможности оперативного реагирования на данные сообщения оперативных групп компетентных органов, не отвечает целям создания более безопасных условий для пребывающих и посещающих учебное заведение лиц, чем принятые в данном образовательном учреждении меры по созданию безопасных условий.
В связи с изложенным, учитывая, что прокурор не обосновал эффективность применения ответчиками системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации, возможность ее технической реализации и не представил доказательств, подтверждающих недостаточность иных мер по предупреждению терроризма, принятых в образовательном учреждении, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 5» ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.01.2023 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.