Дело № 2а-1674/2023
24RS0004-01-2023-000827-22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2023 года п.Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,
при секретаре Орловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования Березовский район Красноярского края к Березовскому районному Совету депутатов, Войлошников В.А. о признании решения незаконным, досрочном прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес> Красноярского края к <адрес>ному Совету депутатов, Войлошников В.А. о признании решения незаконным, досрочном прекращении полномочий депутата, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции депутатами <адрес> Совета депутатов при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Проведенной проверкой установлено, что депутат Войлошников В.А. в своей справке о доходах за 2021 год не указал сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, №, а также о расчетных счетах в АО «Почта ФИО2», ПАО «Восточный экспресс ФИО2», в справке о доходах супруги ФИО6 не указал сведения о расчетном счете в АО «ФИО2», то есть предоставил заведомо недостоверные и неполные сведения. <дата> прокуратурой внесено представление в адрес председателя <адрес> Совета депутатов по выявленным нарушениям. <дата> принято решение №Р о применении к Войлошников В.А. меры ответственности в виде предупреждения. Полагает, что указанная мера является слишком мягкой, не соответствует допущенным нарушениям, в том числе учитывая, что аналогичные нарушения были допущены при предоставлении справок в 2020 году. Просит признать незаконным решение <адрес> Совета депутатов от <дата> №Р о применении в отношении депутата <адрес> Совета депутатов Войлошников В.А. меры ответственности в виде предупреждения, прекратить досрочно полномочия депутата <адрес> Совета депутатов Войлошников В.А. на основании ч.7.1 ст.40 ФЗ от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ч.1 ст.13.1 ФЗ от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с утратой доверия.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора <адрес> Красноярского края ФИО7 административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, уточнила, что в исковом заявлении допущена ошибка и Войлошников В.А. не указал в справке сведения о трех земельных участках с кадастровыми номерами 24:04:0506002:652, 24:04:050602:655, 24:04:000000016919.
Представитель административного ответчика – председатель <адрес> Совета депутатов ФИО8 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее представил возражения на иск, в котором указал, что с иском не согласен, ссылаясь на то, что Совет депутатов рассмотрев допущенные Войлошников В.А. нарушения счел их несущественными для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по сравнению с нарушениями других депутатов, а вынесение ему предупреждения за предыдущие нарушения не может учитываться, так как применение данной меры ответственности имело место при предыдущем созыве. Просит в удовлетворении иска отказать.
Административный ответчик Войлошников В.А. в судебное заседание не явился. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Войлошников В.А. – ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что умысла на сокрытие имущества у Войлошников В.А. не имелось, земельные участки с кадастровыми номерами № были проданы в 2022 году, налоги оплачены, о чем указано в справке за 2022 год, а сведения о счетах у Войлошников В.А. отсутствовали.
Представители заинтересованных лиц ФИО4 Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 2, ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от <дата> N 131-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности (к числу которых относятся и депутаты, члены выборного органа местного самоуправления), должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" от <дата> N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В частности, в силу ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", на указанных лиц возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами. В случае непредставления обозначенных сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, эти лица подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимает представительный орган муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции, ч. 7.1 и ч. 11 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При этом к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены и иные меры ответственности, предусмотренные ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Судом установлено, что Войлошников В.А. является депутатом <адрес> Совета депутатов Красноярского края по одномандатному избирательному округу №, в связи с чем обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как следует из представленных материалов дела, при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО6 за отчетный период с <дата> по <дата>, депутат Войлошников В.А. предоставил неполные сведения, а именно, не указал сведения о принадлежащих ему земельных участках с кадастровыми номерами №, о наличии у него счетов в АО «Почта ФИО2», ПАО «Совкомбанк», о наличии у его супруги счета в АО «ФИО2», что подтверждается справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Войлошников В.А. и ФИО6, а также выписками из ЕГРН, сведениями из Федеральной налоговой службы о счетах, а также ответами АО «ФИО2», АО «Почта ФИО2», ПАО «Совкомбанк».
Кроме того, согласно ответу АО «Почта ФИО2», <дата> Войлошников В.А. заключен кредитный договор № на сумму 5000000 рублей.
Вместе с тем, в своей справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 года Войлошников В.А. о наличии у него данных кредитных обязательств не указал.
<дата> по результатам проведенной проверки прокуратурой <адрес> в адрес председателя <адрес> Совета депутатов направлено представление о принятии мер ответственности к лицам, представившим недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе к Войлошников В.А.
<адрес> Совета депутатов №Р от <дата> в отношении депутата Войлошников В.А. в связи с допущенными нарушениями применена мера ответственности в виде предупреждения.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного истца о несоразмерности принятой меры ответственности и допущенных нарушений, поскольку Войлошников В.А., являясь депутатом, нарушил возложенные на него законом обязанности и предоставил неполные и недостоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и своей супруги, фактически скрыв наличие у них в собственности трех земельных участков, счетов в ФИО2, а также кредитных обязательств, уточненные справки в установленный законом срок не представил.
При этом, Войлошников В.А. ранее, будучи депутатом иного созыва, уже привлекался к аналогичной мере ответственности за тождественные нарушения, но выводы относительного этого не сделал.
Доводы Войлошников В.А. об отсутствии у него умысла на сокрытие земельных участков и счетов, а также об отчуждении и делении земельных участков, не могут являться основанием для признания нарушения несущественным, поскольку не освобождает от обязанности предоставлять полные сведения обо всем находящемся в собственности имуществе, при этом достоверность поданных сведений Войлошников В.А. подтвердил лично своей подписью в справках.
Отчуждение Войлошников В.А. земельных участков после отчетного периода также не может являться уважительной причиной не предоставления сведений об этих участках, поскольку сведения подаются на конкретную дату <дата>, следовательно, Войлошников В.А. обязан был предоставить сведения о наличии всего имущества, находящегося в собственности на эту дату.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного ответчика об отсутствии у него сведений о счетах в ФИО2, поскольку данные сведения возможно получить, обратившись в отделение ФИО2, доказательств отказа в предоставлении таких сведений суду не представлено.
Доводы председателя <адрес> Совета депутатов о наличии аналогичных нарушений у других депутатов, в отношении которых прокуратурой не ставится вопрос о досрочном прекращении полномочий, не являются предметом рассмотрения настоящего спора, поэтому не могут быть приняты во внимание при разрешении конкретного административного иска.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение <адрес> Совета депутатов от <дата> №Р о применении в отношении депутата <адрес> Совета депутатов Войлошников В.А. меры ответственности в виде предупреждения не соответствует требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поэтому суд признает его незаконным.
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями при предоставлении Войлошников В.А. сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО6 за отчетный период с <дата> по <дата>, а именно с предоставлением недостоверных и неполных сведений, суд прекращает полномочия депутата <адрес> Совета депутатов Войлошников В.А. на основании ч.7.1 ст.40 ФЗ от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ч.1 ст.13.1 ФЗ от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с утратой доверия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> №░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░.7.1 ░░.40 ░░ ░░ <░░░░> №131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░.2 ░.1 ░░.13.1 ░░ ░░ <░░░░> №273-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░