Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-145/2022 ~ М-10/2022 от 12.01.2022

Дело № 3а-145/2022

УИД 21OS0000-01-2021-000010-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего: судьи Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

с участием: представителя административного истца Никитина В.И.,

представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Михайловой Р.Г.,

представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Рафиковой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Сергея Поликарповича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Васильев С.П. через представителя Карымова П.А. обратился в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее административные ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 47926+/-77 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства помещений производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 11 декабря 2019 года – 10133400,00 руб.

В обоснование требований указал, что Васильев С.П. является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого по состоянию на 11 декабря 2019 года определена в размере 16248831,04 руб. Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом, составленным частнопрактикующим оценщиком ФИО1 № Ч-2331/2021 от 2 декабря 2021года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 11 декабря 2019 года составляет 10133400,00 руб. Превышение кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости над рыночной стоимостью нарушает его права, поскольку увеличивает налоговые обязательства.

С учетом изложенного просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Административный истец Васильев С.П., извещенный о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, на судебное заседание не явился, реализовав свои процессуальные права через участие представителя.

Представитель административного истца Никитин В.И., участвуя в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Михайлова Р.Г. просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 октября 2020 года № 897-р заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Краснов Д.И. уполномочен представлять интересы Кабинета Министров Чувашской Республики в суде по данной категории спора.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Маркова Е.В., действующая на основании доверенности, выданной заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министром Красновым Д.И., также представляющая интересы административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в судебное заседание не явилась, представив в материалы дела письменный отзыв, в котором возражают против удовлетворения заявленного требования истца.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Рафикова Ю.Г. удовлетворение заявленного требования оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации города Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором удовлетворение заявленного требования оставляют на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года.

При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.

В частности ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).

Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее-решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения-до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (п. 1, подп. « а» п. 2, подп. «а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Как видно из материалов дела, административному истцу Васильеву С.П. в период с 11 декабря 2019 года по 22 апреля 2020 года принадлежил на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 47926+/-77 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства помещений производственно-хозяйственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> (запись о регистрации № № от 11 декабря 2019 года).

Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 15 марта 2022 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, г. Канаш, ул. Фрунзе, 22 апреля 2020 года снят с государственного кадастрового учета органом регистрации прав в лице Управления Росреестра по Чувашской Республике и ему присвоен статус «архивный» на основании заявления Васильева С.П. от 20 апреля 2020 года о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и предоставленного межевого плана от 23 марта 2020 года, подготовленного кадастровым инженером Васильевой А.А. в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № и №.

По смыслу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Пунктом 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка затрагивает права и обязанности административного истца.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка утверждены АОКС -21/2021/000067 от 26 октября 2021 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Согласно выписке из ЕГРН от 30 ноября 2021 № КУВИ-002/2021-159441388 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 11 декабря 2019 года составляет 16248831,04 руб.

В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости от 2 декабря 2021 года № Ч-2331/2021, составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО1 согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 10133400,00 руб. по состоянию на 11 декабря 2019 года.

Как следует из представленного отчета, определение рыночной стоимости земельного участка произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.

В отчёте указана дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цель и задание на оценку, итоговая величина стоимости объекта, ограничения и пределы применения полученной итоговой оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Определение рыночной стоимости исследуемого объекта осуществлено с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.

Итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчёте приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, он содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость здания, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы заявлено не было.

Учитывая изложенное, подлежит установлению кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № подлежит применению до 22 апреля 2020 года, т.е. до даты снятия с государственного кадастрового учета указанного земельного участка и прекращения его как объекта недвижимости.

Руководствуясь ст. ст. 177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 47926+/-77 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ – 10133400 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (603022, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 17 «░», ░░░. ░1) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-145/2022 ~ М-10/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Сергей Поликарпович
Ответчики
Кабинет Министров ЧР
БУ Чуваштехинвентаризацуия
Министерство экономического развития и имущественных отношений
Другие
Управление Росреестра
Никитин В.И.
АДминистрация г. Канаш
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Кудряшова Р.Г.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
12.01.2022Регистрация административного искового заявления
12.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.05.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.10.2023Дело оформлено
20.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее