Дело (УИД) №60RS0004-01-2023-000685-33
Производство №2а-27/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года рп.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
с участием административного истца - заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильева Г.С.,
представителя административного ответчика – Главы сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области Дмитриева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по направлению заявлений о признании объектов недвижимости бесхозяйными, и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильев Г.С., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст.46 КАС РФ, к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по направлению заявлений о признании объектов недвижимости бесхозяйными, и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Бежаницкого района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), по результатам которой установлено, что на территории сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области имеются следующие объекты культурного наследия регионального значения, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке: «Амбар», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Магазин промышленный Богданова Н.Н.», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Заготовительный пункт», XVIII в., расположенный в с.Ашево Бежаницкого района Псковской области; «Пожарное депо и клуб», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Скотный двор», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Чайная», XVIII в. (далее – памятник), расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области, то есть фактически указанные объекты культурного наследия являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Соглашением о передаче Администрацией Бежаницкого района осуществления части полномочий Администрации сельского поселения «Чихачевское» от 06 декабря 2021 года №104 часть полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, передано Администрации поселения. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, в нарушение положений ст.225 Гражданского кодекса РФ, ст.9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также п. 13 ч.1, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» меры по направлению заявлений о признании указанных объектов бесхозяйными органом местного самоуправления не приняты, что препятствует сохранению, использованию и популяризации вышеуказанных объектов культурного наследия. В связи с чем, заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по направлению заявлений о признании указанных объектов недвижимости бесхозяйными; обязать Администрацию сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о признании бесхозяйными объектов культурного наследия, а именно: «Амбар», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Магазин промышленный Богданова Н.Н.», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Заготовительный пункт», XVIII в., расположенный в с.Ашево Бежаницкого района Псковской области; «Пожарное депо и клуб», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Скотный двор», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Чайная», XVIII в. (далее – памятник), расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области.
В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Бежаницкого района Васильев Г.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика – Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области – Глава сельского поселения Дмитриев А.Н. в судебном заседании с административными исковыми требованиями заместителя прокурора согласился.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом; возражений не представил.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Псковской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не явился; ранее предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, в котором также указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, и приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно преамбуле указанного Федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
На основании ст.4 названного Федерального закона объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия); объекты культурного наследия регионального значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации); объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия, который формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра (ст.ст.15, 16 Федерального закона №73-ФЗ).
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п.1 ст.33 Федерального закона №73-ФЗ).
Согласно положениям ст.48 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектов культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Федерального закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что охрана объектов культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие иных мер, предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия.
Судом установлено, что 01 декабря 2023 года заместителем прокурора Бежаницкого района в связи с заданием прокуратуры Псковской области от 01 декабря 2023 года «О проведении проверки соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации»» принято решение №138 о проведении проверки Администрации сельского поселения «Чихачевское» в целях установления наличия или отсутствия нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (л.д.8).
По результатам проверки 08 декабря 2023 года составлен акт, в котором отражено, что на территории сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района расположены объекты культурного наследия регионального значения, в том числе: «Амбар», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Магазин промышленный Богданова Н.Н.», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Заготовительный пункт», XVIII в., расположенный в с.Ашево Бежаницкого района Псковской области; «Пожарное депо и клуб», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Скотный двор», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Чайная», XVIII в. (далее – памятник), расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме того, мер по направлению заявлений о признании указанных объектов бесхозяйными органом местного самоуправления не принято (л.д.9, 10).
В ответ на представление прокуратуры Бежаницкого района Псковской области от 08 декабря 2023 года об устранении допущенных нарушений требований исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а именно: о проведении работы по признанию вышеуказанных объектов бесхозяйными, Главой сельского поселения «Чихачевское» 18 декабря 2023 года дан ответ, согласно которому ввиду отсутствия в бюджете муниципального образования на 2023 год денежных средств на расходы на обеспечение мероприятий по признанию указанных в представлении объектов культурного наследия регионального значения, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке, бесхозяйными, в месячный срок не представляется возможным (л.д.11-13).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03 октября 2017 года №109362-р объект культурного наследия регионального значения «Магазин промышленный Богданова Н.Н.», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (л.д.18).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года №114531-р объект культурного наследия регионального значения «Скотный двор», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (л.д.20).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года №114606-р объект культурного наследия регионального значения «Заготовительный пункт», XVIII в., расположенный в с.Ашево Бежаницкого района Псковской области, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (л.д.21).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года №114686-р объект культурного наследия регионального значения «Пожарное депо и клуб», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (л.д.22).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года №114797-р объект культурного наследия регионального значения «Чайная», XVIII в. (далее – памятник), расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (л.д.23).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16 октября 2017 года №115033-р объект культурного наследия регионального значения «Амбар», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (л.д.25).
Как следует из Перечня объектов культурного наследия, расположенных на территории Псковской области, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке, представленного в прокуратуру Псковской области 11 августа 2023 года Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области, в числе указанных региональных объектов культурного наследия также значатся: «Чайная», XVIII в., в д.Ашево Бежаницкого района (под №7); «Магазин промышленный Богданова Н.Н.», XVIII в., в д.Ашево Бежаницкого района (под №8); «Заготовительный пункт», XVIII в., в д.Ашево Бежаницкого района (под №12); «Пожарное депо и клуб», XVIII в., в д.Ашево Бежаницкого района (под №15); «Скотный двор», XVII в., в д.Шилово Бежаницкого района (под №21); «Амбар», XVII в., в д.Шилово Бежаницкого района (под №22) (л.д.27-32).
Кроме того, согласно информации, предоставленной Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области 18 августа 2023 года за №ИМ/11-9271, вышеуказанные объекты культурного наследия не входят в Перечень зданий, помещений, учитываемых в Реестре имущества, находящегося в собственности области, по состоянию на 17 августа 2023 года, право собственности Псковской области в Едином государственном реестре недвижимости на которые не зарегистрировано и государственный кадастровый учет не осуществлен (л.д.63-71).
По сообщению Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 11 января 2024 года №ИМ/11-125 объекты культурного наследия: «Амбар», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Магазин промышленный Богданова Н.Н.», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Заготовительный пункт», XVIII в., расположенный в с.Ашево Бежаницкого района Псковской области; «Пожарное депо и клуб», XVIII в., расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области; «Скотный двор», XVII в., расположенный в д.Шилово Бежаницкого района Псковской области; «Чайная», XVIII в. (далее – памятник), расположенный в с.Ашево, ... Бежаницкого района Псковской области, в Реестре имущества, находящегося в собственности области, не учитываются, собственностью Псковской области не являются (л.д.77-78).
Из сообщения Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области от 09 января 2024 года №3 следует, что сведения о спорных объектах недвижимости в реестре муниципального имущества сельского поселения «Чихачевское» отсутствуют; Администрация сельского поселения «Чихачевское» собственником данных объектов не является (л.д.79).
Таким образом, судом установлено, что указанные объекты культурного наследия регионального значения не находятся ни в собственности Псковской области, ни в собственности муниципального образования, в том числе в собственности сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области, в границах территории которого они расположены.
В ст.9.3 Федерального закона №73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст.14 указанного Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ).
Абзацем 2 ч.4 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Пункт 5 ч.1 ст.50 указанного Федерального закона устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п.3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра от 15 марта 2023 года №П/0086, на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее – объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которые собственники отказались.
Пунктом 5 вышеуказанного Порядка предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом РФ исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно – уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно – лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных п.5 ст.225 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, соглашением от 06 декабря 2021 года №104 о передаче Администрацией Бежаницкого района осуществления части полномочий Администрации сельского поселения «Чихачевское», утвержденным решением Собрания депутатов Бежаницкого района от 21 декабря 2021 года №250, на основании ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, переданы Администрацией района Администрации поселения (л.д.83-85).
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Доказательств того, что со стороны административного ответчика предпринимались какие-либо действия в целях направления заявлений о признании указанных объектов недвижимости бесхозяйными, а также, что имелись объективные причины, препятствующие выполнению данных полномочий, суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также то, что данные объекты культурного наследия в чьей-либо собственности не находятся, о своих правах на них никто не заявляет, фактически данные памятники истории и культуры являются бесхозяйными недвижимыми вещами, суд приходит к выводу, что не обращение Администрации сельского поселения «Чихачевское» в регистрирующий орган с заявлениями о принятии спорного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, то есть о незаконном бездействии администрации, в связи с чем суд находит обоснованными требования заместителя прокурора о возложении на Администрацию сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области обязанности обратиться с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ суд устанавливает административному ответчику срок для совершения действий по устранению выявленных нарушений, заявленный административным истцом, 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя его разумным для исполнения с учетом объема действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения, а также указывает на необходимость сообщения административным ответчиком об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок административный ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.189 КАС РФ.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
При подаче административного искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина, с учетом удовлетворения заявленных административных требований, с административного ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- «░░░░░», XVII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░ ░░░░», XVII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- «░░░░░», XVII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░░ ░░░░», XVII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- «░░░░░░», XVIII ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
...
...
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░░