Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3801/2023 ~ М-3104/2023 от 31.07.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 августа 2023 года                             г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,

при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения – центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г., ГУФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу прокуратуре г.Сызрани Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства №

УСТАНОВИЛ:

ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области обратилось в суд с административным иском к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г., ГУФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу прокуратуре г.Сызрани Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № от 02.03.2023г. В обосновании своих требований указало, что ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. в отношении ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № ФС 041013069 от 03.02.2023г., выданного Сызранским городским судом. В рамках указанного исполнительного производства 20.07.2023г. было вынесено постановление о взыскании с ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Считает данное постановление незаконным, поскольку судебному приставу-исполнителю были предоставлены доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области просит освободить от уплаты исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № от 02.03.2023г..

Представитель административного истца ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области по доверенности Лаптева Ю.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по основаниям изложенных в административном иске, просила их удовлетворить. При этом дополнила, что решение суда полностью исполнено, исполнительное производство окончено.

Административные ответчики – ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабирова Ю.Г., ГУФССП России по Самарской области, а также заинтересованное лицо представитель прокуратуры г.Сызрани Самарской области, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляли.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии указанных выше лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что решением Сызранского городского суда Самарской области, вступившего в законную силу 09.01.2023г., ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области обязали в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить условия для доступа инвалидов в здание образовательного учреждения; оборудовать пандус, установить тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг и иной значимой информацией. На основании исполнительного листа №, выданного Сызранским городским судом Самарской области, 02.03.2023г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. возбуждено исполнительное производство № в отношении ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области, о чем вынесено мотивированное постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.03.2023г.

В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Пунктом 4 постановления о возбуждения исполнительного производства, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 руб., с должника-организации – 50 000 руб.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена административным истцом, что не оспаривается ими. Однако, решение суда в установленный срок полностью не исполнено, заявления об отложении исполнительных действий либо о приостановлении исполнительного производства со стороны административного истца в адрес административного ответчика не поступали.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В рамках исполнительного производства № от 02.03.2023г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. 20.07.2023г. вынесено постановление о взыскании с ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб., то есть после добровольного исполнения требования исполнительного документа.

В силу предписаний статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2).

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, либо отсутствие таковой подлежат учету судом при решении вопроса об уменьшении размера исполнительского сбора, либо освобождения должника от его взыскания, но не при оценке законности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, вина должника в неисполнении в срок исполнительного документа не установлена, а наоборот, административный истец ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области добровольно в установленный 5-дневный срок исполнило частично требования исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, что подтверждено представленными документами. 17.08.2023г. исполнительное производство № окончено в соответствии с п.1 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с выполнением требования исполнительного документа в полном объеме, что подтверждено постановлением об окончании исполнительного производства от 17.08.2023г.

При таких обстоятельствах, у судебного пристава- исполнителя имелись все формальные основания для взыскания исполнительского сбора, но в связи с отсутствием вины ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области в этом, должник подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить требования ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о.Сызрань Самарской области в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░» ░.░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░» ░.░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 02.03.2023░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.09.2023░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3801/2023 ~ М-3104/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГБУ Центр Психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультировпния г.о. Сызрань С/о
Ответчики
ГУФССП по Самарской области
МОСП по ИОИПР ГУ ФССП по Самарской области, СПИ Хабирова Ю.Г.
Другие
Прокуратура г.Сызрань
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Кривоносова Лидия Михайловна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация административного искового заявления
31.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее