Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-549/2023 (2а-4976/2022;) ~ М-4587/2022 от 27.12.2022

    Мотивированный текст решения составлен 03.02.2023.

    Дело 2а-549/2023 (2а-4976/2022)

    УИД: 66RS0044-01-2022-006672-59

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г. Первоуральск                                   26 января 2023 года

    Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гайдукова Г.В.,

    при секретаре судебного заседания Семакиной С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №30 по Свердловской области к Черезову Александру Владимировичу о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штрафов,

    установил:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №30 по Свердловской области обратилась с административным исковым заявлением к Черезову А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4 609 руб. 01 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 769 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 руб. 70 коп., штрафа по единому налогу на вмененный доход в размере 10 426 руб. 60 коп., штраф по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в Федеральный бюджет и бюджет Муниципального образования по нормативам, действовавшим в <данные изъяты> году в размере 200 руб.

                В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик Черезов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование. За <данные изъяты> год размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 4 609 руб. 01 коп. Кроме того, ИП Черезов А.В. состоял на учете в инспекции как плательщик единого налога на вменный доход. Обязанность по уплате страховых взносов на пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, единого налога на вмененный доход со стороны административного ответчика своевременно не исполнена, в связи с чем начислены пени на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по 2ДД.ММ.ГГГГ в размере 769 руб. 55 коп. и пени на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 руб. 70 коп., назначены штраф по единому налогу на вмененный доход в размере 10 426 руб. 60 коп., штраф по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие зачислению в Федеральный бюджет и бюджет Муниципального образования по нормативам, действовавшим в <данные изъяты> году в размере 200 руб. Данные требования не удовлетворены, что послужило основанием для обращения за вынесением судебного приказа, а после его отмены в суд с настоящим административным исковым заявление в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Административный истец МИФНС России №30 по Свердловской области о проведении судебного заседания извещен, о чем в деле имеется расписка.

    Административный ответчик Черезов А.В. в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом путем направления заказного письма с простым уведомлением в адрес суда, в том числе посредством размещения информации о рассмотрении дела на сайте Первоуральского городского суда Свердловской области, о причинах неявки суд не уведомил. Представил возражения, согласно которым просит во взыскании налогов и пеней отказать в связи с своевременной оплатой, недоказанностью возникновения задолженности, отсутствием вины, пропуском срока для привлечения к ответственности.

    Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте проведения судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть заявленный административный иск при данной явке.

    Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом (таможенным органом) заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями); а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Из содержания пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации; страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом; в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками; при превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, недоимку по страховым взносам.

Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункты 1 и 3 части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

    В соответствии с частями 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

    Согласно положениям статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. Статьей 346.30 кодекса было предусмотрено, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

    Пунктом 4 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) определено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

    В силу части 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

    В соответствии с частью 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога), уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В силу части 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Частью 1.2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) было предусмотрено, что непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

        Из материалов дела следует, что с Черезов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено представленной в материалы дела выпиской ЕГРИП (л.д. 19-20), в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование.

Из материалов дела следует, что в связи с выявлением недоимки и неуплатой налога инспекция направила налогоплательщику требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен срок уплаты налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Также в отношении Черезова А.В. была проведена камеральная налоговая проверка, вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 16). Инспекцией начислен штраф в размере 10 4626 руб. 60 коп., сформировано и направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен срок уплаты налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Кроме того, в ходе камеральной проверки установлено, что Черезов А.В. несвоевременно представил в налоговый орган расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленный и удержанных налоговым агентом за <данные изъяты> год. Вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 12-13). Инспекцией начислен штраф в размере 200 руб. 00 коп., сформировано и направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен срок уплаты налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Как следует из части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Как усматривается из материалов дела, в требованиях:

- № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок уплаты налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций истек ДД.ММ.ГГГГ;

- № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок уплаты налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций истек ДД.ММ.ГГГГ;

- № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок уплаты налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций истек ДД.ММ.ГГГГ.

К мировому судье судебного участка №7 Первоуральского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 27.05.2022, что подтверждено представленными по запросу суда материалами административного дела №2а-2099/2022, то есть с пропуском установленного законом срока. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено.

Доказательств наличия объективных препятствий для к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленный законом срок инспекцией в материал дела не представлено.

Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

При этом факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа.

    На основании изложенного, срок для обращения административного истца с административными исковыми требованиями о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4 609 руб. 01 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 769 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 руб. 70 коп., штрафа по единому налогу на вмененный доход в размере 10 426 руб. 60 коп., штраф по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие зачислению в Федеральный бюджет и бюджет Муниципального образования по нормативам, действовавшим в <данные изъяты> году в размере 200 руб. на момент первоначального обращения инспекции к мировому судье истек. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено. Оснований для взыскания с Черезова А.В. указанных сумм не имеется.

    Руководствуясь статьями 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №30 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-549/2023 (2а-4976/2022;) ~ М-4587/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 30 по Свердловской области
Ответчики
Черезов Александр Владимирович
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Гайдуков Георгий Вячеславович
Дело на сайте суда
pervouralsky--svd.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация административного искового заявления
27.12.2022Передача материалов судье
28.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее