УИД 57RS0021-01-2021-014236-70
производство №-2а-2445/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре Глотовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерацииоб обязании провести обследование объекта недвижимости, включении в титул капитального ремонта и проведении капитального ремонта,
установил:
заместитель военного прокурора Брянского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц (далее – административный истец, прокурор), обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), заявив требования об обязании провести обследование объекта недвижимости, включении в титул капитального ремонта и проведении капитального ремонта.
В обоснование административного иска прокурор указал, что военной прокуратурой Орла проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства должностными лицами войсковой части 03013 (далее в/ч 03013).
В результате проверки, было установлено, что на территории военного городка (номер обезличен) в/ч 03013 по адресу: (адрес обезличен), расположено двухэтажное здание казармы, площадью 1328 кв.м., 1955 г. постройки, инв. (номер обезличен), находящееся в пользовании в/ч 03013.
Согласно акту общего весеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда (номер обезличен) от (дата обезличена) здание казармы находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта: имеются растрескивание, отслоение штукатурки цоколя (25 кв.м.), многочисленные трещины кирпичной кладки наружных стен, внутри на лестничной клетке по потолку 2 этажа и внутренней стене, разрушение штукатурки, отслоение краски (120 кв.м.), многочисленные растрескивания асбоцемнетных листов (1030 кв.м.), очаги гниения досок обрешетки кровли (191 кв.м.) и козырька (9 кв.м.), следы протечек кровли на потолке (206 кв.м.), растрескивание обоев в углах, обрывы, загрязнения (200 кв.м.), очаговая коррозия трубопровода отопления (42 пг.м.), сужение эффективного внутреннего диаметра канализационных труб из-за отложений (22 пг.м.), необходимость замены электропроводки (111 пг.м.).
Указанные выше нарушения неоднократно фиксировались в актах сезонных осмотров в (дата обезличена) и (дата обезличена) годах. При этом, тактико-техническое задание для проведения капитального ремонта здания казармы не разрабатывалось, планирование и осуществление данных работ МО РФ не производилось.
Ссылаясь на полномочия и обязанности, установленные для МО РФ действующим законодательством в области контроля за содержанием вверенного ему имущества Российской Федерации, прокурор просил суд: обязать ответчика провести обследование здания казармы (инв. (номер обезличен)), находящееся в пользовании в/ч 03013, включить его в титул капитального ремонта, с последующим проведением капитального ремонта.
Судом для участия в деле в качестве административного ответчика привлеченоФедеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Глухоедов И.С. с учетом уточнения исковых требованийпросил обязать Министерство обороны Российской Федерации иФедеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование здания казармы (инв. (номер обезличен)), находящееся в пользовании в/ч 03013. Обязать Министерство обороны Российской Федерациив течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда включить здание казармы (инв. (номер обезличен)), находящееся в пользовании в/ч 03013 в титул капитального ремонта, с последующим проведением капитального ремонта.
Представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Сапунова Т.В.в судебном заседании административный иск не признала.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представителизаинтересованных лиц войсковой части 03013,ФКП «Управление заказчика капитального строительства» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статей 125 и 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (далее – Положение о Министерстве обороны), Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения о Министерстве обороны на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
На основании приказа Министерства обороны РФ от 02.03.2017 №155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерациисоздано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пунктам 13 и 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе производить ремонт электрического оборудования, производство санитарно- технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы.
Согласно п.21, 25 УставаФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Судом установлено, что на территории военного городка (номер обезличен) в/ч 03013, расположенного по адресу: (адрес обезличен), имеется двухэтажное здание казармы, площадью 1328 кв.м., (дата обезличена) г. постройки, инв. (номер обезличен).
Указанное здание находится в федеральной собственности, закреплено за МО РФ поставлено на баланс ФГБУ «ЦЖКУ», которым, в свою очередь, оно передано в пользование в/ч 03013 на основании акта приема-передачи от (дата обезличена)).
Согласно акта общего весеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда (номер обезличен) от (дата обезличена), а также дефектного акта от (дата обезличена), здание казармы находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта: имеются растрескивание, отслоение штукатурки цоколя (25 кв.м.), многочисленные трещины кирпичной кладки наружных стен, внутри на лестничной клетке по потолку 2 этажа и внутренней стене, разрушение штукатурки, отслоение краски (120 кв.м.), многочисленные растрескивания асбоцемнетных листов (1030 кв.м.), очаги гниения досок обрешетки кровли (191 кв.м.) и козырька (9 кв.м.), следы протечек кровли на потолке (206 кв.м.), растрескивание обоев в углах, обрывы, загрязнения (200 кв.м.), очаговая коррозия трубопровода отопления (42 пг.м.), сужение эффективного внутреннего диаметра канализационных труб из-за отложений (22 пг.м.), необходимость замены электропроводки (111 пг.м.).
Аналогичные акты общего осмотра составлялись (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), и (дата обезличена).
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В силу нормы части 3 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Статьями 23 и 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сформулированы санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, а также санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния здания и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В соответствии с п.4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Таким образом, проанализировав приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, чтоуказанное помещение спорной казармы не соответствует требованиям безопасности.
Зафиксированные в акте общего весеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда (номер обезличен) от (дата обезличена) недостатки, отраженные и в ранее составлявшихся актах, свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц, то есть военнослужащих, размещаемых в помещениях казармы, на безопасность пребывания в спорном здании казармы.
Указанные обстоятельства в свою очередь, порождает обязанность ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п.13 Устава), провести обследование технического состояния здания. С целью решения в дальнейшем вопроса о приведение его в надлежащее безопасное техническое состояние.
Таким образом, административные исковые требования военного прокурора в указанной части к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Требования военного прокурора о включении здания казармы (инв. (номер обезличен)), находящейся в пользовании в/ч 03013 в титул капитального ремонта, с последующим проведением капитального ремонта являются преждевременными и удовлетворению не подлежат, поскольку исполнение решения суда в указанной части зависит от результатов обследования, то есть его исполнение поставлено под условие того, что обследование объекта недвижимости укажет характер и объем работ по капитальному ремонту.
Учитывая обстоятельства дела, в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС, суд считает необходимым обязатьФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерациив течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование здания казармы (инв. (номер обезличен)), находящееся в пользовании в/ч 03013.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░. (░░░░░ ░░░░░░░░░)), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░/░ 03013.
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░. (░░░░░ ░░░░░░░░░)), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░/░ 03013 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░