Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-20/2024 (3а-83/2023;) ~ М-74/2023 от 27.12.2023

                Дело № 3а-20/2024

УИД: 01OS0000-01-2023-000107-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2024 года                                          город Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Бзегежевой Н.Ш.,

при помощнике судьи Химишевой З.Х.,

с участием представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки» по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» по доверенности ФИО4, помощника прокурора Республики Адыгея ФИО5

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело               № 3а-20/2024 по административному исковому заявлению ООО «Газпром газомоторное топливо» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» (далее – ООО «Газпром газомоторное топливо») обратилось с административным иском в Верховный суд Республики Адыгея к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки» с учетом уточненных требований - об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в котором просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка, находящегося в собственности ООО «Газпром газомоторное топливо» и установить ее стоимость в размере его рыночной, определенной на дату 01.01.2022, в соответствии с отчетом ФИО13 в размере 15 255 507 рублей.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на праве собственности административному истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 15 411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочные станции, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 118 «О положении о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям», приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.02.2021 № 45 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Адыгея в 2022 году», отчетом об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Адыгея по состоянию на 01.01.2022 от 15.07.2022 №, выполненного ГБУ РА «Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки», утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2022.

В соответствии с приложением к приказу от 19.09.2022 №, земельному участку с кадастровым номером № утверждена кадастровая стоимость в размере 47 492 541 рублей 03 копеек.

В связи с тем, что административный истец является плательщиком земельного налога, налогооблагаемая база которого определяется кадастровой стоимостью земельного участка, значительное увеличение кадастровой стоимости влечет нарушение законных прав и интересов административного истца как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика. При этом утвержденная кадастровая стоимость земельного участка, существенно превышает его рыночную стоимость.

Отмечает, что с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № ФИО12 подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости № от 14.08.2023 (дата определения стоимости 01.01.2022) в соответствии с которым итоговая величина рыночной стоимости составляет 15 255 507 рублей.

Обращает внимание на то, что в рамках досудебного урегулирования ООО «Газпром газомоторное топливо» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Адыгея при Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной, по результатам рассмотрения которого 29.09.2023 вынесено решение № об отказе в удовлетворении указанного заявления.

    Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Верховный суд Республики Адыгея.

    В судебное заседание представитель административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо» не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, направил в суд уточненное административное исковое заявление, в котором ссылаясь на выводы заключения эксперта от 29.03.2024 №, просил установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 41 507 987 рублей 00 копеек.

    Представители административных ответчиков Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО2, Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки» по доверенности ФИО3, а также представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» по доверенности ФИО4, в судебном заседании в разрешении административного иска полагались на усмотрение суда.

Помощник прокурора Республики Адыгея ФИО5 в судебном заседании дал заключение о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Также отметив, что вопросов к заключению эксперта, в процессе его изучения не возникло.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Филиала ППК «Роскадастр» по Республике Адыгея, а также Администрации муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращались.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статья 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 15 411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочные станции, расположенного по адресу: <адрес>

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (далее - ЕГРН) (том № 1 л.д. 16-27).

Согласно выписке из ЕГРН, выданной филиалом Публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Адыгея, по состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 47 492 541 рубль 03 копейки (том № 1 л.д. 15).

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта, административный истец в подтверждение своих доводов представил отчет составленный ФИО11 от 14.08.2023 № на основании которого определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 15 411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочные станции, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2022, в размере 15 255 507 рублей (том № 1 л.д. 33-99).

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку представленного истцом отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2022. Проведение экспертизы поручено эксперту ФИО10 (том № 1 л.д. 235-239).

Согласно выводам судебной оценочной экспертизы от 29.03.2024                      № в ходе проверки отчета об оценке № от 14.08.2023, выполненного оценщиком ФИО9 ФИО6, установлено, что оценщиком допущены нарушения требований Федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета об оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №

При ответе на второй вопрос эксперт определил размер рыночной стоимости объекта недвижимости, а именно земельного участка с кадастровым номером № площадью 15 411 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочные станции, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2022, которая составила 41 507 987 рублей 00 копеек (том № 2 л.д. 8-162).

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы с учетом представленных пояснений к заключению, с совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости земельного участка полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от доходного и затратного подходов обоснован.

Объект исследования и все аналоги, примененные к расчету, имеют сопоставимые характеристики.

В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объекта экспертизы, его местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в Республике Адыгея, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Республики Адыгея, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.

В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Каких-либо убедительных доводов и объективных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта суду представлено не было, в связи с чем, а также в связи с отсутствием противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, не имеется установленных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения повторной судебной оценочной экспертизы.

Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость земельного участка, указанного выше, на основании выводов судебной оценочной экспертизы.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, а также статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ, актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 03.07.2016                № 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованиями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 27.12.2023 (том № 1 л.д. 2).

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 15 411 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 41 507 987 (░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 26 ░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-20/2024 (3а-83/2023;) ~ М-74/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Газпром газомоторное топливо"
Прокуратура Республики Адыгея
Ответчики
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям
Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки"
Другие
Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по РА
Уткин Артем Сергеевич
Администрация МО " Тахтамукайское сельское поселение"
Управление Росреестра по Республике Адыгея
Администрация МО " Тахтамукайский район"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Бзегежева Натуся Шихамовна
Дело на сайте суда
vs--adg.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация административного искового заявления
27.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Подготовка дела (собеседование)
07.02.2024Подготовка дела (собеседование)
07.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.02.2024Предварительное судебное заседание
15.04.2024Производство по делу возобновлено
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Дело оформлено
08.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее