дело № 2а-194/2023
56RS0043-01-2023-000245-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 16 мая 2023 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,
при секретаре Сальниковой К.С.,
с участием помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Лопушанского В.Д.,
представителя административных ответчиков МАОУ «Богородская СОШ», МКУ «Отдел образования администрации Шарлыкского района Оренбургской области» - Маркиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Богородская СОШ» Шарлыкского района Оренбургской области, МКУ «Отдел образования администрации Шарлыкского района Оренбургской области», администрация муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения отделом образования администрации МО «Шарлыкский район» требований законодательства о противодействии терроризму.
В административном иске указано, что МАОУ «Богородская СОШ» филиал в <адрес> является образовательным учреждением, которому присвоена 4 категория опасности объекта. В нарушение пп. «д» п. 24 Требований в МАОУ «Богородская СОШ» филиал в <адрес> отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в общеобразовательном объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Также указано, что в нарушение пп. «и» п. 24 Требований в МАОУ «Богородская СОШ» филиал в <адрес> не исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц, поскольку не устранены повреждения периметрального ограждения, влияющие на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), вследствие частично отсутствующего либо имеющего повреждения ограждения территории.
Просил:
признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области, отдела образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области, МАОУ «Богородская СОШ», выразившееся в непринятии мер по установке в МАОУ «Богородская СОШ» филиал в <адрес> системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в указанных общеобразовательных объектах, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
обязать администрацию МО «Шарлыкский район» Оренбургской области, отдел образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области, МАОУ «Богородская СОШ» в срок до 31.12.2023 установить в МАОУ «Богородская СОШ» филиал в <адрес>) систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в указанных общеобразовательных объектах, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель отдела образования администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области, МАОУ «Богородская СОШ» Маркина Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что в школе имеется ручной металлоискатель, звуковое оповещение, деревянный забор по периметру. В 2022 году в связи с внесенными изменениями и рекомендациями был утвержден новый паспорт безопасности школы, создана межведомственная комиссия, которая установила несоответствие объекта новым требованиям. Был установлен срок для устранения недостатков до октября 2024 года. 30.10.2022 администрация «Шарлыкского района» отправила заявку на выделение денежных средств на антитеррористическую защищенность, 4 миллиона 412 тысяч рублей было выделено, на МАОУ «Богородская СОШ» денежные средства не выделялись
Представитель администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством в том числе:
опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организации органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;
распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Из ответа администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области от 27.02.2023 следует, что муниципальная программа об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности не принималась.
Данное обстоятельство подтверждается также решением совета депутатов муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области № 70 от 29.12.2022 «О бюджете муниципального образования на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», а также приложением к нему.
Бездействие органа местного самоуправления в области энергосбережения противоречит принципам, закрепленным в ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Возражений со стороны административного ответчика, относительно заявленных прокурором исковых требований, в суд не поступило.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, в связи, с чем административное исковое заявление надлежит удовлетворить.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.06.2023 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23.11.2009 № 261-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░