Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1524/2023 ~ М-1209/2023 от 23.08.2023

Дело № 2а-1524/2023, УИД 54RS0012-01-2023-001442-10

Поступило в суд 23.08.2023 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» октября 2023 г.                                     г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Сафоновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Барабинский районный суд Новосибирской области обратилась администрация города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту - администрация, административный истец) с административным исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее по тексту – ГУФССП по Новосибирской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ., принятого ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам ФИО1, в связи с неисполнением исполнительного листа №, выданного Барабинским районным судом Новосибирской области, по результатам рассмотрения административного дела №

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовке к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам ФИО1 и Барабинский межрайонный прокурор.

В обосновании заявленных требований истец, просивший о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в административном иске (л.д.10-15) указал, что администрация является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ., в рамках которого администрация обязана подвести к земельным участкам, указанным в исполнительном листе -объекты инфраструктуры в виде электроснабжения и водоснабжения или объекты транспортной инфраструктуры в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ..

В установленный в решении срок, а также в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, требования исполнительного документа должником не исполнены, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб., от уплаты которого, не оспаривая законности принятого постановления, истец просит его освободить, так как, при отсутствии вины, недостаточного финансирования, не имеет объективной возможности его исполнить.

Представитель административного ответчика, заинтересованные лица, явка которых признана судом не обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменных возражениях на иск представитель административного ответчика указал, что требования иска не признает, просит в их удовлетворении отказать, так как оснований для освобождения истца от уплаты исполнительного сбора, не имеется.

Суд, изучив основания и требования иска, письменные возражения ответчика и материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Исполнительский сбор как санкция штрафного характера представляет собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

С учетом положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 19 января 2017 г. N 1-П, определения от 2 апреля 2015 г. N 654-О, от 27 февраля 2018 г. N 517-О, от 24 апреля 2018 г. N 1027-О, пункты 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 52 закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ).

В Уставе города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, принятым Решением 31-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) закреплено, что структуру органов местного самоуправления города Барабинска составляют: 1) представительный орган поселения – Совет депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области; Глава города Барабинска Барабинского района Новосибирской области; 3) исполнительно-распорядительный орган поселения – администрация города Барабинска Барабинского района Новосибирской области; 4) контрольно-счетный орган поселения – Контрольно-счетный орган города Барабинска Барабинского района Новосибирской области.

К полномочиям Совета депутатов относятся, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (статья 19 Устава).

Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № на администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области возложена обязанность в течение 1-го года со дня вступления решения суда в законную силу, подвести к земельным участкам, расположенным по адресам: к земельным участкам, расположенным по адресам:

- <адрес> с кадастровым №

-<адрес>, рядом с домом №, с кадастровым №;

-<адрес>, с кадастровым №

-<адрес>, рядом с домом №, с кадастровым №

-<адрес>, с кадастровым №

-<адрес>, с кадастровым №

-<адрес>, с кадастровым №

-<адрес>, с кадастровым №;

-<адрес>, с кадастровым №, - объекты инфраструктуры в виде электроснабжения и водоснабжения;

к земельным участкам, расположенным по адресам:

-<адрес>, с кадастровым №;

-<адрес>, с кадастровым №, - объекты транспортной инфраструктуры в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. Барабинскому межрайонному прокурору выдан исполнительный лист серии № (л.д.___), на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам ФИО2 вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации исполнительного производства №-ИП (л.д._____), которое направлено должнику, в том числе посредством АИС ФССП России ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 44 минуты, которое прочитано должником ДД.ММ.ГГГГ. в 09 часов 04 минуты и посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ., которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.___).

Должнику установлен пятидневный срок с момента получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

13.06.2023г. администрация обратилась к судебному приставу и сообщила, что не имеет возможности исполнить решение суда, так как является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и все денежные средства, находящиеся в распоряжении имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной ведомственной структурой расходов бюджета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ связи с чем из-за большого объема требуемых работ без дополнительного источника финансирования в бюджете города, исполнить решение не представляется возможным.

В целях исполнения решения, привлечения источников финансирования, должник обратилась в администрацию Барабинского района, Министерство строительства Новосибирской области о выделении денежных средств на строительство инженерных сооружений, о включении в программы «Инженерное обустройство площадок комплексной застройки Новосибирской области» и «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области».

ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам ФИО1 принято постановление, в котором установлено, что:

- должником вышеуказанный исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок, не исполнен;

- доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу не предоставлено;

- должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

По результатам установленных обстоятельств судебным приставом решено взыскать с должника исполнительный сбор в размере 50 000 руб.,, который предложено уплатить добровольно в срок до ДД.ММ.ГГГГ., и который на момент рассмотрения дела, не оплачен.

Из представленных истцом доказательств следует, что администрацией в пределах срока установленного судом для добровольного исполнения, а также срока, установленного судебным приставом, принимались меры, направленные на исполнение судебного акта, а именно:

- ДД.ММ.ГГГГ должник обратился к главе администрации Барабинского района Новосибирской области с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для обеспечения земельных участков сетями инженерной инфраструктуры, подлежащих предоставлению многодетным семьям (л.д.18).

- ДД.ММ.ГГГГ должник обратился в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением № об участии в отборе муниципальных образований Новосибирской области на ДД.ММ.ГГГГ, бюджетам которых предоставляется субсидия на инженерное обустройство площадок комплексной застройки в Новосибирской области в рамках подпрограммы «Инженерное обустройство площадок комплексной застройки Новосибирской области», подпрограммы «Земельные ресурсы и инфраструктура» государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на ДД.ММ.ГГГГ.г.» и представлен проект «Строительство инженерных сетей <адрес>» (л.д.20).

Письмом Минстроя НСО от ДД.ММ.ГГГГ № должнику сообщено, что в рамках подпрограммы «Земельные ресурсы и инфраструктура» государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» инженерное обустройство площадок комплексной застройки Законом Новосибирской области от 23.12.2022 № 307-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ» финансирование не предусмотрено (л.д.21).

Суд, исходя из установленных обстоятельств, причин не исполнения должником обязательств, о которых последний сообщал судебному приставу, считает, что у должника, являющегося органом местного самоуправления, имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем срок, который при указанных обстоятельствах является заведомо недостаточным.

Суд, с учетом положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, при установленных обстоятельствах, когда должник, исходя из характера обязательства, условий оборота, принимал достаточные меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, и, следовательно, не виновен в его неисполнении, считает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.11.2023░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1524/2023 ~ М-1209/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация города Барабинска Барабинского района Новосибирской области
Ответчики
Отделение судебных приставов по Куйбышевскому и Барабинскому районам ГУ ФССП по Новосибирской области
Другие
ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Куйбышевскому и Барабинскому районам Бадер Ольга Викторовна
Барабинский межрайонный прокурор
Суд
Барабинский районный суд Новосибирской области
Судья
Сафонова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
barabinsky--nsk.sudrf.ru
23.08.2023Регистрация административного искового заявления
23.08.2023Передача материалов судье
28.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2023Рассмотрение дела начато с начала
01.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее