Дело № 2а-2742/2024
УИД 51RS0001-01-2024-002662-31
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2024 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Вартаняна Н.Л.
при секретаре Матиюк И.И.
с участием представителя административного ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Сухининой О.В.,
представителя административного ответчика начальника отдела Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Хатиной С.П. – Соколовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шувалова Дениса Анатольевича о признании незаконным решения ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об отказе в назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта, возложении обязанности совершить действия,
установил:
административный истец Шувалов Д.А. обратился с административным исковым заявлением к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании незаконным отказа в назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта, возложении обязанности совершить действия.
В обоснование административных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение комиссии (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему было отказано в назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта по направлению – осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 3.21 Порядка, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2023 № 1020-ПП.
Считает, что принятое решение является незаконным и необоснованным, вынесенное с нарушением установленного Порядка.
Указывает, что пунктом 3.19 Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в назначении адресной помощи в уведомлении приводится аргументированное обоснование принятого решения.
Условия назначения адресной помощи определены в пункте 2 Порядка, и все они были выполнены.
Полагает, что отказ по указанным в решении основаниям является неправомерным, аргументированные доводы такого решения не были приведены, выводы комиссии сделаны без всяких юридических оснований, не подкреплены конкретными документами и доказательствами, позволяющими утверждать об имеющихся обстоятельствах, исключающих принятие положительного решения в соответствии с Порядком.
Обращает внимание, что пунктом 3.20 Порядка предусмотрено, что в случае установления факта наличия в представленных заявителем заявлении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации учреждение вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ через портал «Госуслуги» административным истцом подавалось аналогичное заявление об оказании адресной помощи, однако ему было отказано именно в связи с отсутствием бюджетных ассигнований, а не по иным причинам.
Также полагает, что в пункте 3.25 Порядка определены исчерпывающие полномочия межведомственной комиссии.
Обращает внимание, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 3.25 Порядка решение комиссии является рекомендацией.
Считает, в данном случае нормы указанного нормативного акта (при выявлении сомнений) также предписывали комиссии провести мероприятия по уточнению представленной информации и принять положительное решение в связи с отсутствием оснований для отказа.
Просит признать незаконным решение ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об отказе в назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта; признать административного истца соответствующим условиям, предусмотренным подпунктом 11, пункта 3.21 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2023 №1020-ПП (на момент принятия комиссией соответствующего решения от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ о принятии административного искового заявления к производству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена начальник отдела Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Хатина С.П.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Полянскую А.В., специалиста Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Акимову В.В.
Административный истец Шувалов Д.А. в судебное заседание после перерыва не явился, ранее в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика начальника отдела Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Хатиной С.П. - Соколова Е.С. с административными исковыми требованиями не согласилась, представила возражения, согласно которым требования административного истца не основаны на действующем законодательстве и не подлежат удовлетворению.
Указала, что основания отказа в предоставлении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта поименованы в подпункте 3.21, 3.22 Порядка, пунктами 25, 26 Правил.
Административному истцу было отказано в предоставлении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 3.21 Порядка.
Обратила внимание, что решение межведомственной комиссии не носит рекомендательный характер, а является основанием к принятию решения об отказе, либо о назначении адресной государственной социальной помощи и принятию на Учреждение обязательств по выплате гражданину бюджетных средств, а следовательно, заключения социального контракта.
Отметила, что пункт 3.20 Порядка, на который ссылается Шувалов Д.А. в своем административном исковом заявлении, содержит право Учреждения возврата заявителю на доработку документов, но не обязанность «в случае установления факта наличия в представленных заявителем в заявлении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации учреждение вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке». Вместе с тем, возврат документов с целью корректировки может быть осуществлен при наличии в заявлении или документах недостоверной и (или) неполной информации.
Административный истец обратился лично в Учреждение с документами и заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ документы были рассмотрены комиссией. Комиссия рассматривает все проекты, в том числе с учетом социальной, экономической и бюджетной эффективности.
При определении права, в том числе, осуществляется расчет среднедушевого дохода семьи, который сравнивается с величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Мурманской области.
Согласно поступивших сведений, Шувалов Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ является индивидуальным предпринимателем, по ОКВЭД осуществляет деятельность в области права. От предпринимательской деятельности доход Шувалова Д.А. в расчетный период составил <данные изъяты>.
Кроме того, в соответствии с ответом, поступившим посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, Шувалов Д.А. значился работающим в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, при этом одним из учредителей Общества является супруга ФИО1 Доход Шувалова Д.А. в должности генерального директора Общества в расчетный период составил <данные изъяты>, доход ФИО1 от предприятия, как учредителя <данные изъяты>.
Административный истец, обратившись за предоставлением адресной государственной социальной помощи представил бизнес-план, которым предполагалось создание центра юридической помощи, что полностью дублирует функции уже действующих организаций с нулевой доходностью.
Комиссией определено несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении адресной помощи, при анализе документов ситуация в семье не была квалифицирована как трудная, жизненная, которую заявитель и члены его семьи не могут преодолеть самостоятельно.
ДД.ММ.ГГГГ от административного истца в адрес учреждения поступило заявление о пересмотре решения об отказе в АГСП, которое было рассмотрено на комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Письменно Шувалов Д.А. уведомлен о рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ и о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрен пересмотр решения об отказе, либо о назначении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании изложенного, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения» Сухинина О.В. с административными исковыми требованиями не согласилась, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя административного ответчика начальника отдела Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Хатиной С.П. - Соколовой Е.С. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Административный ответчик - начальник отдела Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Хатина С.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, рассмотреть административное дело в свое отсутствие не просила, возражения не представила.
Административный ответчик - заместитель начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Полянская А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, рассмотреть административное дело в свое отсутствие не просила, возражения не представила.
Административный ответчик - специалист Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Акимову В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, рассмотреть административное дело в свое отсутствие не просила, возражения не представила.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, административных ответчиков: начальника отдела Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Хатиной С.П., заместителя начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Полянской А.В., специалиста Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Акимовой В.В.
Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.
Предоставление адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта регламентируется Федеральным законом от 17.07.199 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами; Правилами оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1931 (ред. от 02.02.2024) (далее – Правила); Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.08.2021 № 536, действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений (утратили силу 29.03.2024); Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.03.2024 № 159; Законом Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области»; Порядком назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2023 № 1020-ПП (далее – Порядок); Административным регламентом Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам адресной государственной социальной помощи», утвержденным приказом Минтрудсоцразвития Мурманской области от 21.01.2022 № 39 (ред. от 22.06.2022) (далее – Административный регламент).
Законом Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» устанавливаются правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Законом, и малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории Мурманской области и нуждающимся в социальной поддержке.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
- государственная социальная помощь (социальная поддержка) - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Законе, социальных пособий, региональных социальных доплат к пенсии, субсидий и жизненно необходимых товаров (натуральной помощи);
- трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно;
- социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения, подведомственным исполнительному органу Мурманской области, осуществляющему функции в сфере социального развития (далее - уполномоченный орган), по месту жительства или месту пребывания гражданина, и в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» получателями адресной государственной социальной помощи являются следующие категории граждан (семей), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, за исключением категорий граждан (семей), указанных в подпункте 2 настоящего пункта; малоимущие семьи, имеющие в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущие одиноко проживающие неработающие трудоспособные граждане.
Адресная государственная социальная помощь получателям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, с их согласия предоставляется на основании социального контракта.
Адресная государственная социальная помощь получателям, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется на основании социального контракта. При этом в целях оказания адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта к неработающим трудоспособным гражданам не относятся, в том числе, граждане, получающие любые виды пенсий.
Статьей 8.1 Закона Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» предусмотрено, что адресная государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в статье 5 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями адресной государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, уполномоченные органы отказывают заявителю в назначении адресной государственной социальной помощи.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, адресная помощь назначается учреждениями по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Гражданин, претендующий на получение адресной помощи, представляет в учреждение от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи или через представителя заявление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление) по форме, утвержденной ПП РФ № 1931.
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения адресной помощи, согласно перечню, утвержденному ПП РФ № 1931 (далее - перечень), запрашиваются учреждением в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации) (пункт 3.2 Порядка).
Для назначения адресной помощи заявитель дополнительно прилагает к заявлению: анкету о семейном и материально-бытовом положении по форме, утвержденной уполномоченным органом; документы (сведения) о наличии принадлежащего заявителю (членам семьи) на праве собственности недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3.3 Порядка).
Ответственность за достоверность документов, представленных заявителем, полноту содержащихся в них сведений, являющихся основанием для назначения адресной помощи, возлагается на заявителя (пункт 3.4 Порядка).
Документы о доходах заявителя (семьи заявителя) запрашиваются (представляются заявителем) за три последних месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления (пункт 3.9 Порядка).
Учреждение вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении сведений. В этих целях учреждение вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (пункт 3.11 Порядка).
Датой обращения за назначением адресной помощи считается дата подачи заявления (пункт 3.13 Порядка).
Если заявление подано через единый портал государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления представляет недостающие документы (сведения), указанные в пунктах 3.2 и 3.3 Порядка, обязанность по предоставлению которых на него возложена.
Уведомление с перечнем необходимых к представлению документов направляется заявителю через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня с даты регистрации заявления (пункт 3.15 Порядка).
Решение о назначении адресной помощи либо решение об отказе в ее назначении принимается на основании протокола созданной в учреждении межведомственной комиссии в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и/или представления при необходимости заявителем недостающих документов (сведений) в соответствии с пунктами 3.15 - 3.16 Порядка.
Положение о межведомственной комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, который размещается на официальном сайте учреждения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 3.17 Порядка).
Уведомление о назначении либо об отказе в назначении адресной помощи направляется заявителю в срок не позднее одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения способом, указанным в абзаце первом настоящего пункта. В случае принятия решения об отказе в назначении адресной помощи в уведомлении приводится аргументированное обоснование принятого решения (пункт 3.19 Порядка).
В случае установления факта наличия в представленных заявителем заявлении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации учреждение вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении адресной помощи приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления и (или) документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет в учреждение доработанное заявление и (или) документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления и (или) документов (сведений) от учреждения.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении адресной помощи возобновляется со дня поступления в учреждение доработанного заявления и (или) документов (сведений) (пункт 3.20 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.21 Порядка основаниями для отказа в назначении адресной помощи являются: превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода 1 одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Мурманской области; наличие в заявлении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.20 Порядка; непредставление заявителем в учреждение документов (сведений), необходимых для оказания адресной помощи, в сроки, установленные пунктами 3.15 - 3.16 Порядка; отсутствие бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году; достижение численности получателей адресной помощи, установленной в соответствии с пунктами 1.9 и 1.10 Порядка; трудоустройство заявителя в период рассмотрения заявления по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 1.5 Порядка; наличие у заявителя (члена его семьи) действующего социального контракта; отзыв заявителем заявления до принятия решения о назначении адресной помощи в соответствии с абзацем пятым пункта 3.20 Порядка; отказ заявителя от подписания социального контракта или его неявка на подписание социального контракта; наличие у заявителя непогашенной задолженности перед учреждением, в том числе взыскиваемой в судебном порядке, по денежным средствам, выплаченным в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта; несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении адресной помощи, предусмотренным настоящим Порядком, в том числе на основании решения межведомственной комиссии; неполучение заявителем сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 Порядка.
В случае если решение об отказе в назначении адресной помощи вынесено по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 3.21 Порядка, то учреждение в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения вносит сведения о заявителе в журнал очередности, форма которого устанавливается уполномоченным органом (далее - журнал очередности). Журнал очередности должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью учреждения.
При наступлении следующего финансового года учреждение в срок до 20 января направляет заявителям, сведения о которых внесены в журнал очередности, письменные уведомления о возможности подачи заявления для назначения адресной помощи.
Решение о назначении либо об отказе в назначении адресной помощи принимается учреждением в соответствии с предусмотренным Порядком (пункт 3.23 Порядка).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Шувалов Д.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставив необходимый пакет документов (<данные изъяты>).
Административным истцом был представлен бизнес-план, в соответствии с которым он планировал направить государственную социальную поморщь на основании социального контракта на открытие центра по оказанию доступной юридической помощи населению.
В соответствии с бизнес-планом, местом осуществления деятельности был выбран офис, расположенный по адресу: <адрес>. Средства государственной социальной адресной помощи планировалось направить на приобретение мебели, офисной техники, кассового оборудования, канцелярской помощи.
Согласно анкете о семейном и материально-бытовом положении Шувалов Д.А. является индивидуальным предпринимателем (правоведение), пенсионером <данные изъяты>, супруга ФИО1 работает <данные изъяты>, дочь ФИО2 – школьник, проходит обучение в <данные изъяты>, дочь ФИО3 – дошкольник, посещает <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения документов Шувалова Д.А., Учреждением были запрошены сведения о занятости заявителя и его супруги, о чем был уведомлен административный истец письмом от ДД.ММ.ГГГГ с исходящим №.
Согласно поступившим сведениям Шувалов Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в УФНС по Мурманской области в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид деятельности – <данные изъяты>.
Согласно листу записи ЕГРИП в отношении Шувалова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись об изменении основного вида деятельности с <данные изъяты> в <данные изъяты>.
Как следует из справки, предоставленной Шуваловым Д.А. его доход от предпринимательской деятельности за последние три месяца, предшествующие обращению в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска», его доход составил <данные изъяты>.
В соответствии со справкой №, представленной УМВД России по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ Шувалову Д.А. были произведены следующие выплаты: <данные изъяты>.
Согласно поступившим сведениям, супруга Шувалова Д.А. – ФИО1, осуществляет трудовую деятельность в <данные изъяты>. Ей были осуществлены следующие выплаты: <данные изъяты>.
Кроме того, согласно сведениям о бюджетных обязательствах ФИО1 была получена компенсация родительской платы за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательную программу дошкольного образования в <данные изъяты>.
Согласно уведомлению, поступившему из <данные изъяты>, в отношении Шувалова Д.А. отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имеющиеся у него объекты недвижимости.
За ФИО1 зарегистрирована <данные изъяты> доля в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из ответа ГОБУ ЦЗН Мурманской области Шувалов Д.А. и ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ профессиональное обучение/переобучение от службы занятости не направлялись, выплаты на содействие самозанятости не производились, на учете в Мурманском кадровом центре ГОБУ ЦЗН <адрес> качестве соискателя работы, безработного не состояли, пособие по безработице не получали.
При определении права на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта в том числе осуществляется расчет среднедушевого дохода семьи.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка среднедушевой доход и доход граждан рассчитывается в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В силу статьи 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).
Согласно пункту 4.3 Порядка для определения права граждан на адресную помощь применяется величина прожиточного минимума, установленная Правительством Мурманской области на душу населения на день подачи заявления.
Постановлением Правительства Мурманской области от 08.09.2023 № 656-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Мурманской области» постановлено установить величину прожиточного минимума по Мурманской области на 2024 год в расчете на душу населения – 24 413 рублей.
По имеющимся у ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» сведениям расчет среднедушевого дохода составил 24 227 рублей 46 копеек, ВПМ 24 413 рублей, разница составила185 рублей 54 копейки (на семью 742 рубля 16 копеек в месяц).
ДД.ММ.ГГГГ документы были рассмотрены членами межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 3.25 Порядка межведомственная комиссия рассматривает представленные куратором документы, в том числе социальный контракт, программу социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, а также подготовленный заявителем бизнес-план; анализирует полноту и эффективность мероприятий, предусмотренных в проекте программы социальной адаптации, срок действия социального контракта, предлагаемый размер денежных выплат; при наличии замечаний (предложений, дополнений) определяет срок, в течение которого куратор должен внести изменения в социальный контракт и программу социальной адаптации, либо делает вывод о возможности заключения социального контракта с приложенной программой социальной адаптации в представленной редакции; при отсутствии оснований для отказа в назначении адресной помощи, предусмотренных пунктами 3.21 и 3.22 Порядка, выносит рекомендацию о назначении адресной помощи, ее размере.
В случае непредставления заявителем, прошедшим тестирование для определения уровня предпринимательских компетенций с неудовлетворительным результатом, сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, межведомственная комиссия может вынести рекомендацию об изменении заявителем основного мероприятия, по которому он желал заключить социальный контракт, с мероприятия, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 1.5 Порядка, на мероприятие, указанное в подпункте "а" или "г" пункта 1.5 Порядка.
Рекомендации о назначении адресной помощи либо об отказе в ее назначении, а также вывод о возможности заключения (доработки) проекта социального контракта оформляется протоколом заседания межведомственной комиссии в течение 1 рабочего дня со дня заседания межведомственной комиссии. В случае вынесения рекомендаций об отказе в назначении адресной помощи в протоколе указывается причина отказа.
В случае принятия решения о назначении адресной помощи социальный контракт заключается между заявителем и учреждением в лице его руководителя в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.
Протоколом заседания комиссии по социальной поддержке населения от ДД.ММ.ГГГГ № рекомендовано отказать Шувалову Д.А. в назначении адресной государственной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 3.25 Порядка назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Мурманский области от 25.12.2023 № 1020-ПП.
ДД.ММ.ГГГГ Первомайским окружным отделом ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» было вынесено решение № об отказе в назначении адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с подпунктом 11 пункта 3.21 порядка назначения адресной государственной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2023 №1020-ПП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Причиной отказа явилось несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения межведомственной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ с исходящим № Шувалов Д.А. был уведомлен об отказе в назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ от административного истца в Учреждение поступило заявление о пересмотре решения об отказе в адресной государственной социальной помощи, поскольку в ходе принятия решения была допущена неточность в толковании местонахождения юридического лица - <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ документы были рассмотрены членами межведомственной комиссии.
Протоколом заседания комиссии по социальной поддержке населения от ДД.ММ.ГГГГ № рекомендовано отказать Шувалову Д.А. в назначении адресной государственной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 3.21, 3.22, 3.25 Порядка назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Мурманский области от 25.12.2023 № 1020-ПП.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что у административного ответчика не имелось правовых оснований для назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Доводы административного истца опровергаются допустимыми и относимыми доказательствами, представленными административным ответчиком в материалы административного дела, и не соответствуют нормам как Закона Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области», Порядку назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Мурманский области от 25.12.2023 № 1020-ПП.
Суд не соглашается с доводами административного истца о том, что решение межведомственной комиссии является рекомендацией.
В соответствии с пунктом 3.25 Порядка межведомственная комиссия рассматривает представленные куратором документы, в том числе социальный контракт, программу социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, а также подготовленный заявителем бизнес-план; анализирует полноту и эффективность мероприятий, предусмотренных в проекте программы социальной адаптации, срок действия социального контракта, предлагаемый размер денежных выплат; при наличии замечаний (предложений, дополнений) определяет срок, в течение которого куратор должен внести изменения в социальный контракт и программу социальной адаптации, либо делает вывод о возможности заключения социального контракта с приложенной программой социальной адаптации в представленной редакции; при отсутствии оснований для отказа в назначении адресной помощи, предусмотренных пунктами 3.21 и 3.22 Порядка, выносит рекомендацию о назначении адресной помощи, ее размере.
В случае непредставления заявителем, прошедшим тестирование для определения уровня предпринимательских компетенций с неудовлетворительным результатом, сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, межведомственная комиссия может вынести рекомендацию об изменении заявителем основного мероприятия, по которому он желал заключить социальный контракт, с мероприятия, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 1.5 Порядка, на мероприятие, указанное в подпункте "а" или "г" пункта 1.5 Порядка.
Рекомендации о назначении адресной помощи либо об отказе в ее назначении, а также вывод о возможности заключения (доработки) проекта социального контракта оформляется протоколом заседания межведомственной комиссии в течение 1 рабочего дня со дня заседания межведомственной комиссии. В случае вынесения рекомендаций об отказе в назначении адресной помощи в протоколе указывается причина отказа.
В случае принятия решения о назначении адресной помощи социальный контракт заключается между заявителем и учреждением в лице его руководителя в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений следует, что именно решение межведомственной комиссии, оформленное протоколом заседания межведомственной комиссии, является основанием к принятию решения об отказе, либо о назначении адресной государственной социальной помощи и принятию на Учреждение обязательств по выплате гражданину бюджетных средств, впоследствии заключения социального контракта.
Суд не соглашается с доводами административного истца относительно отсутствия аргументированного обоснования принятого решения об отказе в назначении адресной государственной социальной помощи на основании социального государственного контракта.
Как следует из пункта 3.25 Порядка для принятия решения относительного назначении адресной государственной социальной помощи межведомственная комиссия анализирует полноту и эффективность мероприятий, предусмотренных в проекте программы социальной адаптации.
Комиссией было определено несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении адресной помощи, поскольку при анализе документов ситуация в семье административного истца не была квалифицирована как трудная жизненная, которую члены семьи заявителя и он лично не смогут преодолеть самостоятельно. Кроме того, организация <данные изъяты> оказывающие деятельность по аналогичному виду деятельности не приносят доход, а при заключении социального контракта ожидаемым эффектом является в том числе экономическая и бюджетная эффективность, позволяющая претендентам, выйти из трудной жизненной ситуации.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований Шувалова Д.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░