Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-485/2022 (2а-3250/2021;) ~ М-2842/2021 от 16.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 февраля 2022 года г.Рязань

Московский районный суд г.Рязани в составе:

председательствующего - судьи Бородиной С.В.,

при секретаре Кондрашкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с использованием аудиопротоклирования административное дело №2а-485/2022 (УИД 62RS0002-01-2021-004599-52) по административному исковому заявлению Князева Александра Сергеевича к призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани и Военному комиссариату Московского и Железнодорожного районов г.Рязани об оспаривании решения призывной комиссии,

У С Т А Н О В И Л:

Князев А.С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани и Военному комиссариату Московского и Железнодорожного районов г.Рязани об оспаривании решения призывной комиссии, указав в обоснование заявленных административных исковых требований, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Московского и Железнодорожного районов г.Рязани. В период осеннего призыва 2021 года он прошел медицинское освидетельствование и решением призывной комиссии был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Административный истец считает, что вышеуказанное решение не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, по следующим основаниям.

Согласно пункту 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 04 июля 2013 года, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".

Указанные диагностические исследования и анализы до начала проведения медицинского освидетельствования в отношении административного истца не проводились.

В нарушение указанной нормы, заключение врачей-специалистов и итоговое заключение врача, руководящего работой врачей-специалистов, в отношении Князева А.С. были вынесены без учёта сведений по результатам специальных исследований.

При проведении медицинского освидетельствования врачами-специалистами призывной комиссии не были учтены жалобы административного истца на его состояние здоровья: <данные изъяты>

Административный истец полагает установленную законодательством процедуру медицинского освидетельствования нарушенной, так как он не был направлен на дополнительное обследование по указанным заболеваниям, тогда как до врачей медицинской комиссии указанные жалобы были доведены.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани о призыве его на военную службу.

Административный истец Князев А.С., представитель административного ответчика призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани и представитель административного ответчика военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Анализ указанной нормы закона позволяет сделать вывод, что в рамках производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются факт нарушения положений действующего законодательства со стороны органов и их должностных лиц, чьи действия либо решения оспариваются административными истцами, а также факт того, что данные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов заявителей, либо к незаконному возложению на них каких-либо обязанностей. При этом по смыслу, придаваемому законодателем изложенной норме, решение об удовлетворении заявленных исковых требований может быть вынесено при условии одновременного выполнения двух вышеперечисленных оснований, установленных в ходе рассмотрения дела по существу.

По смыслу ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п.п.«а» п.1 ст.22 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п.2 ст.22, ст.23 и ст.24 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно абз.4 п.1 и п.3 ст.26 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Статья 28 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (п.1).

Согласно п.1 ст.5 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Пунктами 1-4 статьи 5.1 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Аналогичные положения закреплены в пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 04 июля 2013 года.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ №565 от 04 июля 2013 года «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 04 июля 2013 года, предусмотрено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».

Проведение вышеназванных диагностических исследований также подтверждаются пунктом 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение №3 к приказу Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ № 240/168 от 23 мая 2001 года).

Пунктом 1 Приложения №31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ №400 от 2 октября 2007 года «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663», действующей на момент принятия оспариваемого решения, предусмотрено, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении; справку о семейном положении; справку с места работы или учебы; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; квалификационные удостоверения и их копии - имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта.

Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения (пункт 8 Инструкции).

Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (пункт 9 Инструкции).

Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №663 от 11 ноября 2006 года, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ №565 от 4 июля 2013 года, определены требования к состоянию здоровья граждан при призыве на военную службу, включающие в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого, определяется годность граждан к военной службе.

Таким образом, вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают предоставление таким гражданам возможности пройти вышеперечисленные диагностические исследования до их освидетельствования и до принятия решения призывной комиссией об их призыве на военную службу.

В соответствии со ст.29 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.

В судебном заседании установлено, что Князев А.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате по Московскому и Железнодорожному районам г.Рязани.

В период осеннего призыва 2021 года Князев А.С. был вызван на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и прошел медицинское освидетельствование.

Согласно выписке из протокола №42 заседания призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов города Рязани от 09 декабря 2021 года Князеву А.С. был установлен диагноз: «<данные изъяты>».

По результатам медицинского освидетельствования решением призывной комиссии на основании статьи и пункта расписания болезней <данные изъяты> Князеву А.С. была присвоена категория годности к военной службе Б-3, он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копиями материалов личного дела призывника Князева А.С.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд, соотнеся заболевания Князева А.С. с Расписанием болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 4 июля 2013 года), приходит к выводу об отсутствии данных, свидетельствующих о неверном определении Князеву А.С. категории годности к военной службе.

Согласно материалам личного дела Князева А.С. медицинское освидетельствование административного истца проведено в соответствии с требованиями закона, с участием врачей-специалистов, перечисленных в статье 5.1 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», при этом обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено, а выявленные у Князева А.С заболевания позволили комиссии признать его годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии является законным, поскольку принято в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия, с учетом того, что в ходе медицинского освидетельствования у Князева А.С. не было выявлено заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что вопросы, связанные с обязательными диагностическими исследованиями, решаются до начала освидетельствования самим призывником и требование об их обязательности заключается в том, что призывнику не может быть отказано в их проведении.

Из материалов дела видно, что Князев А.С. не был лишен права на обязательные диагностические исследования.

Таким образом, довод административного истца о нарушении призывной комиссией п.14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ №565 от 4 июля 2013 года, судом отклоняется, поскольку действующим законодательством не предусмотрены меры принуждения к сдаче призывниками анализов и прохождения ими других медицинских исследований, а самим заявителем не представлены для оценки призывной комиссии данные диагностических исследований.

Довод административного истца о том, что оспариваемым решением призывной комиссии ему неправильно установили категорию годности без учета имеющихся у него симптомов: <данные изъяты>, также не может быть принят судом во внимание, поскольку из материалов личного дела призывника Князева А.С. не следует, что он предъявлял данные жалобы.

Помимо этого, в случае несогласия с выводами заключения о пригодности к военной службе, Князев А.С. не лишен был возможности требовать повторного освидетельствования, назначения независимой военно-врачебной экспертизы.

Тот факт, что административный истец не воспользовался своим правом, не свидетельствует о нарушении организации призыва призывной комиссией.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое истцом решение призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани не было реализовано и прекратило свое действие, в связи с окончанием призыва и роспуском призывной комиссии военного комиссариата Московского и Железнодорожного районов г.Рязани 31 декабря 2021 года, то каких-либо правовых последствий для истца оно не влечет, не нарушает его права, свободы и законные интересы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-485/2022 (2а-3250/2021;) ~ М-2842/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Князев Александр Сергеевич
Ответчики
военный комиссариат
призывная комиссия г.Рязани по Московскому и Железнодорожному районам
Суд
Московский районный суд г. Рязани
Судья
Бородина Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
moskovsky--riz.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация административного искового заявления
16.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее