10RS0006-01-2023-000182-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Серов «26» июня 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при секретаре судебного заседания Тарасовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1265/2023 по административному исковому заявлению
Центральной почтовой таможни к Кожиной Валентине Александровне о взыскании недоимки по таможенным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Центральная почтовая таможня обратилась в Лахденпохский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Кожиной В.А. о взыскании с физического лица таможенных платежей и пени в размере 7 519,95 руб. из которых сумма таможенных платежей – 6 586,86 руб., пени 933 руб.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 27.03.2023 года административное дело передано по подсудности в Серовский районный суд Свердловской области.
В обоснование административных исковых требований указано, что должностными лицам Московской таможней (с 01.10.2021г. переименована в Центральную почтовую таможню) проведена проверка правильности начисления и взимания таможенных платежей в отношении товаров, поступивших в МПО №№ в адрес физического лица Кожиной В.А. согласно почтовым накладным № от 20.09.2015г., № от 20.09.2015г., №а от 23.09.2015г.: 125040, <адрес>; адрес регистрации <адрес>. В результате проведения проверки установлено, что в течение сентября 2015г. Кожина В.А., выступая получателем указанных МПО, при превышении весовой нормы беспошлинного ввоза товаров в МПО в 31 кг. получила направленные в её адрес и выпущенные ОТО и ТК № т/п Международный почтамт товары для личного пользования общим весом 53,15 кг., что привело к неуплате таможенных платежей на сумму 88,6 Евро из расчета установленной Соглашением ставки 4 Евро за 1кг. веса в части превышения весовой нормы беспошлинного ввоза, что подтверждается Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 15 ноября 2016г. №/А0384. В адрес административного ответчика выставлены требования № и № от 16.11.2016г. До настоящего времени денежные средства по уплате таможенных платежей от должника Кожиной В.А. не поступали.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело по данной явке, в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
Согласно п.2 ст.71 №289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней вводится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
В соответствии с ч.1 ст.73 №289-ФЗ уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - Уведомление) представляет собой извещение плательщика о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Форма, формат и структура уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Уведомление в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную ответственность, через личный кабинет (ч.3 ст.73 №289-ФЗ).
В связи с вступлением в силу 04.08.2019 приказа ФТС России от 03.06.2019 №901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими торами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету» (зарегистрировано в Минюсте 03.07.2019 №55116), уведомления плательщикам, имеющим доступ в личный кабинет, направляются только в виде электронного документа через личный кабинет плательщика.
В соответствии с ч.2 ст.282 №289-ФЗ электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанном собственноручной подписью этого должностного лица.
Согласно ч.15 ст.73 №289-ФЗ уведомление должно быть направлено плетельщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в | установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Уведомление (уточнение к уведомлению) составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе (ч.21 ст.73 №289-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.282 №289-ФЗ уведомление в виде электронного документа, направленное с использованием сети «Интернет» посредством личного кабинета, считается полученным в день, следующим за днем его направления.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Московской таможней в период с 14.11.2016г. по 15.11.2016г. на основании ст.ст.98,99,111 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении Кожиной В.А. проведена проверка документов и сведений, после выпуска товаров, представленных при выпуске товаров по таможенным декларациям, проданным в таможенный орган в форме почтовых накладных №№ СРО44311885ТН, СРО44311899ТН, СРО44743744ТН. Проверка проведена на основании указанных таможенных деклараций в форме почтовых накладных, а также сведений об этих товарах, указанных в реестре почтовых накладных № от 20.09.2015г., № от 20.09.2015г., №а от 23.09.2015г.
В ходе проверки установлено, что в течении сентября 2015 г. в адрес Кожиной В.А. поступили товары в МПО по перечисленным номерам таможенных деклараций в форме почтовых накладных, выпуск которых произведен в ОТО и ТК № т/п Международный почтамт. Общий вес поступивших товаров составил 53,15 кг., что превысило установленную весовую норму беспошлинного ввоза на 22,15 кг., что привело к неуплате таможенных платежей на сумму 88,6 Евро из расчета установленного соглашением ставки 4Евро за 1кг. веса в части превышения весовой нормы беспошлинного ввоза.
16 ноября 2016 года Московской таможней сформированы и направлены в адрес Кожиной В.А. два требования об уплате таможенных платежей № 901/1$, № 901/2$, предоставлен срок для добровольной уплаты 20 дней со дня вручения (получения) требования.
До обращения Московской таможни в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании таможенных платежей и пени таможенным органом предоставлялась административному ответчику возможность оплаты задолженности в досудебном порядке.
В установленный срок Кожина В.А. таможенные платежи не оплатила.
Исходя из ч.6 ст.71 №289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней.
В соответствии со ст.72 №289-ФЗ под пенями признаются установленные статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и «или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление по ней по день такого начисления включительно.
Таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день: проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена; исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.
Согласно ч.15 ст.73 №289-ФЗ Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Как указано в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" нарушение установленного частью 15 статьи 73 Закона о таможенном регулировании десятидневного срока направления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах платежей не влечет изменения (продления) указанных сроков взыскания таможенных платежей в судебном порядке. При проверке соблюдения таможенным органом сроков обращения в суд указанные сроки учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Закона о таможенном регулировании.
Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.
Проверяя процедуру взыскания таможенных платежей и пени с Кожиной В.А. суд приходит к выводу о её несоблюдении и обращении за принудительным взысканием сумм задолженности таможенным органом в нарушении установленных законодательством порядке и сроки.
В соответствии со статьей 150 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч.1).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч. 3 ст.154 названного федерального закона (ч.2).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.152 упомянутого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.154 и ч.2 ст.157 названного федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч.3).
Согласно п.1 ч.5 ст.150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подп.1 п.1 ст.200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.30 постановления от 12.05.2016 N18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснил, что предусмотренный ч.5 ст.152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Установленный п.1 ч.5 ст.150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.
Проверка Кожиной В.А. была проведена таможенным органом 15.11.2016г., с направлением в ее адрес акта, требований об уплате таможенных платежей, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Нарушений норм процессуального законодательства, касающихся несоблюдения досудебного порядка разрешения спора, судом не установлено, так как установленный законом досудебный порядок для взыскания обязательных таможенных платежей определен действующим законодательством как направление уведомлений в адрес административного ответчика, что было сделано и при том, в установленный законом срок.
Порядок и сроки направления таможенным органом уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей регламентированы ст.73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п.4 ч.25 ст.73 указанного Федерального закона, уведомление направляется таможенным органом физическому лицу по адресу, указанному таким лицом таможенному органу, в том числе в таможенных документах, а также по адресу, установленному таможенным органом на день направления уведомления.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по таможенным платежам с Кожиной В.А. по требованиям об уплате таможенных платежей №$, №$ от 16.11.2016г. истек.
Заявляя о восстановлении срока, таможенный орган, доказательств уважительности пропуска срока обращения с заявлением в суд не предоставил.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о пропуске административным истцом установленного законом срока на обращение в суд в отсутствие к тому уважительных причин, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.07.2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░