Дело № 2а-760/2024
26RS0022-01-2023-000956-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Дашковского А.И.
при секретаре Кряжовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Южного таможенного управления ФТС «Ростовская таможня» к Мукимову Акмалджону Азамаджоновичу о взыскании таможенных платежей, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с названным иском, указал, что административным ответчиком 27 июля 2015 года через таможенный пост МАПП Новошахтинск по ПТД №10313100/270715/B0175836 было временно ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза для личного пользования транспортное средство – <данные изъяты>, объем двигателя – 1598 куб. см. Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства в соответствии с ПТД – 28 октября 2015 года, вместе с тем автомобиль с таможенной территории ЕАЭС вывезен не был.
Учитывая изложенное, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по уплате таможенных платежей в размере 355 765,14 руб., пени в размере 355 765,14 руб., а всего 711 530,28 руб.
Одновременно с перечисленными требованиями административным истцом в тексте искового заявления фактически заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска.
Административный истец - Южное таможенное управление ФТС «Ростовская таможня», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения спора, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, при подаче административного искового заявления представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Мукимов А.А., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.
Исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года - с 1 января 2018 года) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).
Положениями части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза было предусмотрено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования были урегулированы и статьей 14 Соглашения, согласно которой обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта: с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5). Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения, установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза (подпункт 3 пункта 6).
Аналогичное правовое регулирование установлено и с 1 января 2018 года пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которым сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 данной статьи, считается, в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза.
На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что 27 июля 2015 года административный ответчик ввез через таможенный пост МАПП Новошахтинск по ПТД №10313100/270715/B0175836 на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство – <данные изъяты>, объем двигателя – 1598 куб. см., оформив на указанное транспортное средство временный ввоз сроком до 28 октября 2015 года.
До настоящего времени вышеуказанное транспортное средство не вывезено в установленный срок с территории Союза.
Должнику было направлено уведомление об уплате таможенных платежей №10313000/У2021/0001521 от 28 декабря 2021 года в размере 524 150,72 руб. на основании решения начальника таможенного поста МАПП Новошахтинск №10313100/151221/ТСЛП/0095 от 15 декабря 2021 года по имеющимся в распоряжении таможенного органа адресу: <адрес >.
Определением мирового судьи 3-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 22 июля 2023 года административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с регистрацией административного ответчика за пределами РФ.
Согласно части 5 статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Требование в соответствии с данным Законом не выставлялось.
Задолженность по уплате таможенных платежей и пени должником до настоящего времени не погашена.
По общему правилу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца.
Административный истец ввез автомобиль на таможенную территорию Таможенного союза 27 июля 2015 года, срок временного ввоза установлен до 28 октября 2015 года.
Исходя из положений пункта 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в указанный период, сроком уплаты таможенных платежей в отношении не вывезенного транспортного средства является 28 октября 2015 года - день истечения срока, в течение которого транспортное средство могло временно находится на таможенной территории Таможенного Союза.
Аналогичное регулирование установлено с 1 января 2018 года пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 названного закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей установлен и частью 8 статьи 71 действующего Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд. Приведенное толкование ранее было дано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
В Постановлении КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П разъяснено, что, поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том, что, штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего, целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений трехлетний пресекательный срок принудительного взыскания таможенных платежей включает не только срок на выставление требования (уведомления), но и срок обращения в суд за принудительным взысканием.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 года № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации...» также указано на недопустимость применения конфискации товаров и транспортных средств (таможенной санкции) независимо от времени совершения или обнаружения таможенных правонарушений, и необходимость впредь до установления соответствующих ограничительных сроков, применять трехлетний срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Данные законоположения соотносятся с общим принципом недопустимости бессрочного принудительного взыскания таможенных платежей, и должны учитываться в рассматриваемом административном деле.
Трехлетний срок обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании таможенных платежей административным истцом пропущен, поскольку срок временного ввоза транспортного средства истек 28 октября 2015 года, с заявлением о выдаче судебного приказа таможенный орган обратился 22 июня 2023 года, т.е. уже за пределами трехлетнего срока. Заявление было возвращено мировым судьей в связи с неподсудностью. Само административное исковое заявление подано лишь 10 октября 2023 года.
В данном случае правоотношения являются публично-правовыми, а установленные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о пропуске административным истцом предельного трехлетнего срока принудительного взыскания таможенных платежей.
Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»).
Давая оценку ходатайству о восстановлении пропущенного срок на подачу административного иска суд полагает, что указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником таможенных правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области таможенных сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность таможенного органа о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Ссылки административного истца на нахождение транспортного средства административного ответчика под таможенным контролем и отсутствием начала исчисления трехлетнего срока подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального закона и противоречат пункту 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации», о чем изложено выше.
Доводы административного истца о неполучение названным органом информации о месте регистрации Мукимова А.А. не является исключительным обстоятельством, которое объективно препятствовало своевременному обращению в суд.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска.
Положениями ст. 219 КАС РФ определено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При названных условиях суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░