Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-171/2023 ~ М-103/2023 от 03.05.2023

Мотивированное решение

составлено        11.07.2023

Дело № 2а-171/2023

УИД 76RS0018-01-2023-000123-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«04» июля 2023 года                                 с. Большое Село Ярославской области

Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Долгощинова В.В.,

при секретаре Расветаловой Л.Ю.,

с    участием    прокурора прокуратуры    Большесельского    района Ярославской    области Королевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село административное дело по административному иску прокурора Большесельского района Ярославской области в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности принять меры по содержанию участка автомобильной дороги «Каплино – Шельшедом – Рублево»,

    установил:

Прокурор Большесельского района Ярославской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести следующие мероприятия в отношении участка автомобильной дороги «Каплино - Шельшедом - Рублево» (идентификационный номер дороги 78 ОП МЗ Н-0071), проходящего от с. Варегово до д. Парушкино Большесельского района Ярославской области:

исключить древесно-кустарниковую растительность, выступающую на обочины и проезжую часть, в пределах полосы отвода автомобильной дороги;

привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

В обоснование административного иска со ссылкой на ст. 2, ч. 3 ст. 6, ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 6 ст. 12, п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации», п. 5.2.4, п. 5.4.1 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», раздел 10 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт», ст. 210 ГК РФ, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ указано, что прокуратурой Большесельского района проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания участка автомобильной дороги «Каплино – Шельшедом – Рублёво» от с.Варегово до д.Парушкино. В рамках обследования автомобильной дороги с привлечением специалиста ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский» установлено, что в нарушение требований на всём протяжении участка автомобильной дороги (от с. Варегово до д. Парушкино) допущено образование дефектов дорожного покрытия в виде колейности и просадок глубиной от 5 до 12 см, что превышает предельные значения, а также не обеспечена боковая и встречная видимость в зонах срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане из-за древесно-кустарниковой растительности высотой более 0,5 м. Дополнительно установлены нарушения требований раздела 10 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт», а именно: на участке автомобильной дороги от с. Варегово до д. Парушкино Большесельского района Ярославской области на всём протяжении допущено наличие древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода автомобильной дороги, выступающей на обочины и проезжую часть. Автомобильная дорога «Каплино – Шельшедом – Рублево» (идентификационный номер дороги 78 ОП МЗ Н-0071) является собственностью Ярославской области, полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой дорогой принадлежат Ярославской области. Согласно п. п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области (утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п) Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области. Департамент уполномочен на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. По мнению административного истца, административным ответчиком в настоящее время не предприняты в полном объёме необходимые меры по содержанию участка автомобильной дороги. Неудовлетворительное состояние данной автомобильной дороги затрудняет проезд автотранспорта, отрицательно влияет на состояние безопасности дорожного движения, создаёт угрозу жизни и здоровья неограниченного числа участников дорожного движения, пользующихся данной дорогой, нарушая права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В судебном заседании прокурор Королева А.А. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в судебное заседание не явился, извещён надлежаще о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление от 24.06.2023 представитель Департамента указал, что автомобильная дорога «Каплино – Шельшедом – Рублёво» находится в собственности Ярославской области; согласно положению о данном департаменте он не осуществляет работы по содержанию автомобильных дорог в смысле п. 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Департамент, не являясь собственником автодороги, лишь осуществляет функции главного администратора доходов областного бюджета и функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий в сфере дорожной деятельности. В настоящее время функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, а также технические функции переданы ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба». В соответствии с Уставом данного учреждения одной из целей его деятельности является обеспечение содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; обследование автомобильных дорог регионального значения, формирование и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах; учреждение также определяет соответствие установленному уровню содержания автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них, осуществляет мероприятия по проведению аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели, заключает государственные контракты на выполнение дорожных работ, осуществляет контроль за выполнением работ по контракту, принимает выполненные дорожные работы и оплачивает их. 22.06.2022 государственным заказчиком заключён новый государственный контракт между ГКУ «Ярдорслужба» (заказчик) и АО ЯРДОРМОСТ (подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. Государственный контракт определяет обязанности и права при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог. Финансирование дорожной деятельности осуществляется за счёт средств дорожного фонда Ярославской области, объём бюджетных ассигнований которого утверждён законом Ярославской области об областном бюджете. Бюджет дорожного фонда Ярославской области на 2023 год утверждён. Представитель административного ответчика просил учесть, что с учётом недостаточного финансирования и наличия большого количества судебных решений по аналогичным делам, а также невозможностью выполнения работ в период зимнего содержания, для проведения работ капитального характера потребуется не менее 3 лет.

Представитель ГКУ ЯО «Ярдорслужба», привлечённого судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён судом надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на административное исковое заявление от 30.06.2023 указал, что учреждение подведомственно департаменту дорожного хозяйства Ярославской области. Казённое учреждение, являясь получателем бюджетных средств, заключает и оплачивает государственные контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых до него главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом дорожного хозяйства. ГКУ ЯО «Ярдорслужба» не является ни собственником, ни представителем собственника имущества Ярославской области, является лишь исполнителем ведомственных целевых программ, действует строго в пределах бюджетных ассигнований, доведённых главным распорядителем бюджетных средств – департаментом дорожного хозяйства Ярославской области. Автомобильная дорога «Каплино – Шельшедом – Рублево», протяжённостью 25,132 км, находится в собственности Ярославской области. В связи с ограниченным финансированием работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности проводятся в ограниченном объёме. Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах областной собственности реализуются в рамках исполнения ведомственной целевой программы «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области». Решение вопроса о включении объектов в программные мероприятия рассматривает департамент дорожного хозяйства Ярославской области. При условии внесения в программные мероприятия автодороги необходимо также соблюдение ряда процедур и сроков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть необходимо будет проведение аукционов для заключения государственного контракта на изготовление проектной документации и для заключения соответствующих контрактов на выполнение работ. В связи с длительностью проведения процедур по заключению соответствующих государственных контрактов, влияющих на сроки исполнения решения суда, представитель заинтересованного лица просил установить срок исполнения судебного решения – 3 года.

Представитель заинтересованного лица Акционерного общества "Ярдормост", привлечённого судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, извещён надлежаще и времени и месте рассмотрения дела.

    Согласно ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 10.04.2023, составленным старшим государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский» ФИО6., на автомобильной дороге «Каплино-Шельшедом-Рублево» государственной собственности Ярославской области выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии:

- в нарушение нормативных требований раздела 10 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчёт» на участке автомобильной дороги от с. Варегово до д. Парушкино Большесельского района Ярославской области категории «VБ» с низшим типом дорожных одежд на всём протяжении автодороги допущено наличие древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода автомобильной дороги, выступающей на обочины и проезжую часть;

- на всём протяжении автомобильной дороги от с. Варегово до д. Парушкино допущено образование дефектов дорожного покрытия в виде колейности и просадок глубиной от 5 до 12 см, что превышает предельные значения, установленные пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»;

- в нарушение нормативных требований пункта 5.4.1 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» на участке автомобильной дороги от с. Варегово до д. Парушкино не обеспечена боковая и встречная видимость из-за присутствия древесно-кустарниковой растительности высотой более 0,5 м в зонах срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане.

Выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги угрожают безопасности дорожного движения (к акту приложены фототаблицы автомобильной дороги на л/д 11-13).

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утверждённому постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п, автомобильная дорога «Каплино-Шельшедом-Рублёво», протяжённостью 25,132 км, имеет идентификационный номер 78 ОП МЗ Н-0071.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

    Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

    В соответствии с п. 5.2.4 "ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1122-ст) покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2 данного пункта, в том числе выбоин, проломов глубиной 5 см и более, площадью более 0,09 кв. м.

Согласно п. 5.4.1 "ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" для обеспечения видимости не допускается устройство земляных и снежных валов, посадка деревьев и кустарников, установка наружной рекламы и других сооружений, кроме технических средств организации дорожного движения высотой более 0,5 м в зонах:

- треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, а также на пешеходных переходах;

- срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане.

    В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Согласно п. 1.1 положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утверждённого Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 N 195-п, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области. Департамент является правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий и функций:

- разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что административным ответчиком в настоящее время в полном объёме не выполняются требования по содержанию участка автомобильной дороги «Каплино - Шельшедом - Рублево». Неудовлетворительное состояние данной автомобильной дороги затрудняет проезд автотранспорта, отрицательно влияет на состояние безопасности дорожного движения, создаёт угрозу жизни и здоровья неограниченного числа участников дорожного движения, пользующихся данной дорогой, нарушая права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Право на обращение прокурора в суд с данным административным иском закреплено в ст. 39 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, с учётом указанных выше норм закона, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая объём работ, которые необходимо выполнить для исполнения судебного решения, а также необходимость соблюдения установленных законодательством процедур по заключению соответствующих государственных контрактов, суд считает необходимым установить следующие сроки исполнения судебного решения в отношении участка автомобильной дороги «Каплино - Шельшедом - Рублево»:

в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить древесно-кустарниковую растительность, выступающую на обочины и проезжую часть, в пределах полосы отвода автомобильной дороги;

в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015. Данные сроки суд находит разумными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 78 ░░ ░░ ░-0071), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.5.2.4 ░░░░ 33220-2015 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» – ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-171/2023 ~ М-103/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Большесельского района Ярославской области
Ответчики
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
Другие
Акционерное общество "Ярдормост"
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба"
Суд
Большесельский районный суд Ярославской области
Судья
Долгощинов Владимир Валерьевич
Дело на сайте суда
bolsheselsky--jrs.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация административного искового заявления
03.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
25.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее